«Сказочный король» Людвиг II при жизни заложил три замка. Самый известный и впечатляющий из которых Нойшванштайн (немецкий Neuschwanstein), самый дорогой и роскошный — Херренкимзе (немецкий Herrenchiemsee), а самый маленький — это замок Линдерхоф.
В юности Людвиг часто сопровождал своего отца, короля Баварии Максимилиана II, в охотничьих поездках по баварским Альпам, поэтому был хорошо знаком с местностью, где расположен Линдерхоф.
После смерти Максимилиана II в 1864 году, Людвиг стал королём и унаследовал небольшой охотничий домик неподалёку от деревушки Этталь. В 1868 году молодой король уже строил планы по возведению Линдерхофа. Людвиг являлся поклонником французского монарха Людовика XIV и был впечатлён французской архитектурой. Он грезил выстроить Линдерхоф по подобию Версальского дворца, но местность была недостаточно большой для возведения такого огромного сооружения, поэтому свою мечту Людовик воплотил в Херренкимзе (немецкий Herrenchiemsee), расположенном на острове Херрен (немецкий Herren). Прототипом для Линдерхофа послужила небольшая французская королевская загородная резиденция Марли (французский Marly).
Возведение дворца велось в несколько этапов на протяжении 16 лет. В 1869 году по указанию Людвига охотничий домик был перестроен и назван «Королевская ложа» (немецкий Königshäuschen). Так было положено начало строительству замка Линдерхоф. Под руководством архитектора Георга фон Долльманна с 1870 по 1871 годы было выстроено два симметричных крыла здания, соединённых спальней. Доступ в U-образный комплекс, выстроенный вокруг открытого двора, обеспечивался лестницей с западной стороны. Деревянная конструкция Линдерхофа, состоящая из балок и столбов, где первый этаж обшит деревом, второй отштукатурен, называлась неофициально «альпийской хижиной». Несмотря на весьма простую наружность, внутреннее убранство дворца было очень впечатляющим.
Окончательный план строительства королевской резиденции Людовик утвердил только в начале 1873. После чего сооружение было облицовано камнем и покрыто крестообразной крышей. «Королевская ложа» уже не вписывалась в общий план замка. Вероятно из-за особой привязанности к ней Людовика, ложу не уничтожили, а разобрали и собрали немного западнее дворца в 1874 году. На её месте была воздвигнута южная часть Линдерхофа. Таким образом, внутренний двор и лестница стали частью интерьера. В 1885 году было начато расширение королевской спальни, но Людовик не дожил до завершения этой реконструкции.
Чтоб соответствовать французскому прообразу, вокруг дворца был разбит большой парк. Дизайнером королевского сада являлся Карл фон Эффнер. Потомственный садовник имел соотвествующее образование и талант ландшафтного дизайнера. Он в полной мере удовлетворил требования Людвига по созданию дворцового сада. Результатом работы Эффнера стал роскошный парк. С южной стороны был сооружён бассейн со скульптурами и фонтаном, способным выбрасывать воду на высоту 25 метров, три террасных сада, завершённых ротондой с мраморной статуей Венеры.
По распоряжению короля была сохранена 300 летняя липа, растущая рядом с одной из террас.
Наклонная местность с северной стороны замка была использована для создания фонтана со скульптурой Нептуна, тридцати-ступенчатым мраморным каскадом, завершённым музыкальным павильоном. В 1876 году на северной окраине по указу Людвига, любившего уединение, были построены искусственный грот, освещенный с использованием новейших на тот момент технологий (первые динамо-машины производства компании «Siemens-Schuckert») и Мавританский киоск.
Людвиг требовал скорейшего завершения строительства. Для этого за счёт удобрений ускорили рост деревьев, а для быстрой транспортировки строительных материалов соорудили своеобразный конвейер или роллбан (немецкий rollbahn). Сады и парк Линдерхофа были окончательно завершены в 1880 году.
В создании ландшафтного дизайна Эффнер использовал английские методы, а так же позаимствовал детали от известных садов: французского «Marly le Roi» и испанского «La Granja». Таким образом, получился в своём роде уникальный парк — симбиоз европейских стилей. На строительство замка Линдерхоф было потрачено более 8.5 миллионов марок.
Внутренне убранство дворца поражает своей роскошью. Помещения богато украшены золотом, гобеленами, картинами, резьбой по дереву. Центральную часть вестибюля занимает уменьшенная копия статуи Людовика XIV, возведённой в Париже. На потолке барельеф лица французского короля, окружённого лучами солнца и двумя ангелами, держащими в руках девиз Бурбонов: «Nec pluribus impar» (в переводе с латыни означает «неравный многим»). Две гобеленовые комнаты, расположенные с восточной и западной стороны соответственно, символизируют аллегории утра и вечера. Особого внимания заслуживает зал зеркал. Основным материалом отделки комнаты являются зеркала и позолоченная лепнина. Отопление зала осуществлялось каминами из лазурита, мебель выполнена из шпона розового дерева, коврик из страусиного пуха, скульптуры из каррарарского мрамора. Частичка нашей родины расположена в зале для аудиенций — это два круглых столика со столешницами из малахита — подарок российской императрицы Марии Александровны. Королевская спальня расположена в северной части дворца. Большую часть опочивальни занимает кровать с синим балдахином — любимым цветом Людовика, украшенная позолоченными регалиями его рода. Потолок комнаты украшен потрясающими фресками, визуально увеличивающими королевские покои. К сожалению, внутри фотографировать запрещено.
Несмотря на то, что Линдерхоф значительно отличается от своего французского оригинала (который до наших дней не сохранился), он не менее роскошен и привлекателен. Но принципиальное отличие Марли от Линдерхофа в том, что первый являлся примером классицизма, а немецкий аналог — рококо. Определить с первого взгляда, что здание по сути построено из дерева, не сможет даже опытный архитектор.
Великолепие дворцового комплекса прекрасно гармонирует с окружающей его природой. Уверен, что баварский монарх Людовик II, если бы не его королевское бремя власти, мог бы проявить себя, как успешный архитектор.
В заголовке статьи Линдерхоф обозначен, как замок. Конечно же, это не замок, а дворец (я применяю оба слова в описании), поскольку он не имеет даже намёка на оборонительные сооружения. Но в немецких источниках он значится именно как замок — «schloß». Исключительно в соответствии с первоисточником, было дано такое название статье.
координаты: 47.571442,10.960722
Странные немцы. Действительно дворец, а не замок 🙂 Комплекс впечатляет…