Приближение февраля навеяло воспоминания о посещении Крыма в позапрошлом году. Впечатления от поездки остались очень яркие, поэтому кажется, что это было совсем недавно. Во время нашего путешествия, удалось посмотреть много архитектурных и природных достопримечательностей южного побережья полуострова. Как уже отмечалось, архитектура здесь очень разнообразная. А ввиду того, что в Крыму имели резиденции видные исторические личности, то очевидно, что каждое поместье является шедевром архитектурного и садово-паркового искусства.
Самый впечатляющий и оригинальный дворец, по моему мнению, в Ялте и её окрестностях — это дворец Воронцова в Алупке. Михаил Семёнович — светлейший князь, новороссийский генерал-губернатор, военачальник и винодел. Он дал мощный толчок развитию Крыма в общем и Большой Ялты в частности.
В 1824 году Воронцов начал скупать земли для строительства своей летней резиденции. В этом же году начались попытки строительства. Приглашённый князем немецкий потомственный садовник и ботаник Карл Антонович Кебах (немецкий Carolus Antonius Keebach) приступил к оформлению будущего дворцового парка. Первоначальному проекту, автором которого были: приверженец классики — англичанин Томас Харрисон (английский Thomas Harrison) и итальянец Франческо Боффо (итальянский Francesco Boffo), не суждено было осуществиться. После смерти английского зодчего 1829 году, Михаил Семёнович решил изменить первоначальный план строительства. Князь получил образование в Англии и питал слабость к мрачной, но романтичной архитектуре туманного Альбиона. Новый проект, в стиле неоготики, выполнил молодой, но перспективный английский архитектор Эдвард Блор (английский Edward Blore). Сам он никогда не посещал Алупку, но очевидно был хорошо осведомлён об особенностях местности, вероятно по изображениям. К тому времени фундамент дворца подготовили и уже начали укладку большой ниши входной группы главного корпуса. Блор учёл это при разработке нового плана строительства.
В возведении Воронцовского имения принимали участие множество мастеров из разных уголков Российской империи. На стройке использовался тяжёлый ручной труд оброчных крестьян. Основной материал для строительства — диабаз (одна из разновидностей базальта) добывался по месту — это позволило несколько снизить затраты. Остальные материалы везли из Одессы, Тулы и других городов России, Англии и Италии. Несмотря, что строительство велось практически вручную, современные инструменты тоже использовали. Их поставляли в основном из-за границы.
Задумка архитектора предполагала строительство нескольких корпусов, соединённых между собой подземными и наземными переходами, галереями и лестницами. Роскошный дворец представляет собой симбиоз романтичной английской готики, тюдоровского консерватизма и мавританской роскоши. Основательность, аскетичность и неприступность оборонительных башен, мощных крепостных стен с бойницами Шуваловского и Свитского корпусов, идеально сочетается с лёгкостью и утончённостью псевдоминаретов, балюстрад, индийских куполов и открытостью пештака южного фасада Главного корпуса дворца. Преобладающие черты элементов восточной архитектуры изящно дополняют элементы тюдоровской готики и ренессанса в виде характерных оконных проёмов и ризалитов, расположенных по бокам от входа с южной стороны. Парадную лестницу «стерегут» каменные львы. Изваяния созданы из каррарского мрамора в известной итальянской мастерской и установлены на финальном этапе строительства в 1848 году. К главному входу подобраться не удалось: все подходы были закрыты.
Воронцовская резиденция как нельзя лучше вписалась в окружающий пейзаж. Архитектурный ансамбль словно повторяет гряду гор с вершиной Ай-Петри, на фоне которых расположен.Огромный парк поместья, занимающий площадь более 40 га, прекрасно гармонирует с дворцом.
Над его созданием, ещё за долго до появления человека, основательно потрудилась природа. Родники, множество хаотически разбросанных валунов, и обломков вулканического происхождения, образовавшихся в процессе геологических изменений. Кстати, некоторые природные достопримечательности так и называются: Малый хаос, Большой хаос. Кебах дополнил и приукрасил природное творение, со свойственной немцам скрупулёзностью. Коллекция растений парка в лучшие времена насчитывала более 250 видов. Облагородили некоторые горные источники, превратив их в фонтаны или небольшие водопады. К сожалению в наше время пить из них не рекомендуется, о чём предупреждают установленные рядом таблички. К созданию многообразия флоры, в особенности роз, приложил немалые усилия директор Никитского ботанического сада — Гартвис Николай Андреевич.
Журчащие ручьи, вековые деревья, небольшие искусственные озёра, гроты, пещеры, торчащие из земли глыбы, покрытые мхом, создают эффект природного творчества, иллюзию реликтового леса. Весь парк окутан паутинкой дорожек и тропинок, здесь несложно заблудиться. Кстати, именно здесь я впервые в жизни увидел, как растут подснежники! Так что подснежники зимой — вовсе не сказка!
Внутрь Воронцовского дворца нам попасть не удалось — велись реставрационные работы. Однако известно, что интерьеры сохранились в практически неизменном первозданном виде. Работы по оформлению и отделке внутренних помещений выполнялись местными мастерами. По качеству и богатству внутреннего убранства замок дворец нисколько не уступает европейским аналогам.
Воронцов слыл библиофилом и имел личную коллекцию книг. По одни данным библиотека князя состояла из 4000, по другим насчитывала около 30000 экземпляров на разных языках. В настоящее время коллекция состоит почти из 10000 книг. Для сохранности ценного библиотечного собрания в помещении поддерживается особый микроклимат.
Чета Воронцовых владела поместьем до 1920 года, когда дворец национализировали. Казалось, что все культурные ценности канут в лету. Однако вождь мирового пролетариата распорядился сохранить бесценные коллекции крымских дворцов. В итоге часть поместий переоборудовали под санатории, а часть стали музеями. Получается, что благодаря Ленину, мы можем сейчас получать удовольствия от созерцания архитектурных шедевров южного побережья Крыма. Поэтому, вероятно, сам «золотой» Ильич в Кореизе до сих пор смотрит в даль.
До начала Великой Отечественной войны экспонаты Воронцовского музея не успели эвакуировать. Поэтому оккупанты украли большую часть предметов искусства. Нацисты планировали взорвать поместье, при отступлении. Однако этому вандализму помешало стремительное наступление Красной Армии и местных партизанов. После войны часть украденных ценностей всё-таки удалось вернуть.
Во время проведения Ялтинской конференции во дворце размещалась английская делегация, во главе с премьер-министром Черчиллем.
В качестве музея дворец вновь открыл свои двери в 1956 году. А с 1990 года и по наши крымская резиденция Воронцова называется «Алупкинский Музей-Заповедник».
Мы провели несколько часов на территории музея, наслаждаясь гармонией природы, архитектуры и чистым морским воздухом. Гуляли в основном по Верхнему парку. Вдруг заморосил мелкий дождь и мы поспешили к ожидавшему нас персональному гиду. За это время нам не удалось обойти даже половину поместья.
координаты: 44.419928, 34.055511
А какие в Воронцовском чудесные скульптуры львов, особенно спящий лев. Внутри дворца тоже прекрасное оформление. Когда проходила Ялтинская конференция и Черчиль жил в Воронцовском дворце, он положил глаз на спящего льва и просил Сталина подарить ему эту скульптуру. Но наш Виссарионыч — кремень, народное добро не разбазаривал, левушку сохранил для народа)) Павел, спасибо за статью. Ну вот! … В Крым захотелось! :))
Самих Львов нам увидеть не удалось — не сезон 🤷♂️. Виссарионыч молодец!
Да, в Крыму хорошо.