Местные земли, согласно последним исследованиям, были заселены ещё 6 тысяч лет до нашей эры. Через здешние места проходил важный торговый путь и скалистый берег Влтавы имел стратегическое значение. Археологические раскопки, проведенные на месте второго двора Крумловского замка, позволяют утверждать, что еще 1500 лет до нашей эры здесь существовало укреплённое поселение. Ранний средневековый период отметился здесь так же исключительно археологическими находками. Самое раннее упоминание замка встречается в стихах одного рыцаря-миннезингера, но первое документальное свидетельство существования здесь городка с названием на старонемецкий манер Chrumbonowe относится к 1253 году. Словосочетание «Krumme aue» в переводе с одного из немецких диалектов означает «кривой луг», что в полной мере отражает местность вокруг змеевидного изгиба реки Влтава, где сейчас и расположен замок Чешский Крумлов.
Первыми известными хозяевами Крумловского замка были потомки старинного чешского рода Витковичей (чешский Vítkovci), именовавшиеся — господа из Крумлова. Около 1250 года они заложили первый готический замок на месте нынешнего Малого замка с башней. К 1302 году эта ветвь Витковичей прекратила своё существование. Крумловский замок унаследовал род Рожмберков (чешский Rožmberk) или Розенбергов (немецкий Rosenberg), которые тоже являлись потомками рода Витковичей. Rosenberg — фамилия образована из двух немецких слов «роза» и «скала». Пятилепестковая роза — герб рода Рожмберков, встречается во многих местах замка и исторического центра города. Знатный аристократический род Рожмберков правил Крумловым вплоть до 1602 года. Самые именитые и яркие представители четы: Вилем или Вильгельм (чешский Vilem) и Петр Вок (чешский Petr Vok). Старший брат — Вилем стал главой рода в 16 лет, а в 26 он уже носил титул верховного бургграфа (если провести аналогию — это как премьер-министр). Чтоб подчеркнуть свой статус, он перестроил замок в стиле ренессанса. Вильгельм фактически являлся вторым человеком в Богемии после короля, к тому же Рожмберки были большими ценителями искусства. Эти два обстоятельства послужили большому притоку знати, купцов и ремесленников в Крумлов. Город начал стремительно разрастаться. Состоятельные горожане, чтобы выделиться среди других жителей, начали украшать свои дома в соответствии с архитектурной модой того времени. Можно сказать, что с начала XVII века облик исторической части Крумлова практически не изменился. Как оказалось, после своей смерти Вильгельм оставил большие долги, которые унаследовал Петр. Он вёл достаточно фривольную жизнь, ничем себя особо не утруждая. И, чтобы расплатиться с долгами брата, был вынужден начать распродавать фамильное имущество, но этого не хватало. Тогда Петр решил выгодно жениться на одной богатой наследнице. Но уже после свадьбы оказалось, что его жена фактически бесприданница. Тогда последний Рожмберк принял решение продать главную фамильную резиденцию действующему императору.
Так 1602 года Крумлов стал принадлежать династии Габсбургов. Незаконнорождённый (или, как говорят чехи левобочка) сын Рудольфа II — Юлий Цезарь Австрийский владел замком с 1605 по 1608 годы. Такие звучные имена «левобочкам» было принято давать, чтоб подчеркнуть их высокое происхождение. Юлий страдал душевным расстройством, которое проявлялось приступами гнева. Это было очень страшное время в истории Крумлова. Юлий устраивал в городе настоящие оргии, а все бесчинства сходили ему с рук. Однажды ему привели банщицу по имени Маркета Пихлерова. Юлий проникся чувствами к девушке. Несколько месяцев он души в ней не чаял, но однажды в приступе неконтролируемого гнева он изрезал её и выбросил из окна. Несчастная Маркета чудом осталась жива, но судьба вновь привела девушку к жестокому «левобочке». Отношения продлились недолго, шизофреник в очередном порыве гнева убил и расчленил Маркету. Вопиющий случай жестокости вызвал большой резонанс в аристократических верхах. Император Рудольф был вынужден посадить бастарда под домашний арест в замке. Юлий вскоре окончательно сошёл с ума и через некоторое время скончался.
В 1622 году император Фердинанд II подарил замок роду Эггенбергов (немецкий Eggenberg). Эта княжеская чета правила Крумловым до 1719 года. Самым известным представителем рода был Ян Кристиан (чешский Jan Kristián). Он имел хорошее образование, прекрасно разбирался в искусстве, интересовался музыкой и оперой. Во временна его правления в пятом дворе замка появился уникальный барочный театр, представляющий ныне особенную культурную ценность.
Династия Эггенбергов в начале XVIII века угасла, а их собственность перешла во владения ближайших родственников — Шварценбергов (немецкий Schwarzenberg). Знаменитая чешская династия, имеющая немецкие корни, владела замком Чешский Крумлов более двух веков. Шварценберги — талантливые политики, успешные предприниматели, большие ценители искусств. Они были приближены к правящему дому Габсбургов. Под впечатлением от роскошных дворцов Вены Йозеф Адам провёл реконструкцию замкового комплекса. Над интерьерами и экстерьерами трудились лучшие мастера того времени. После последней масштабной реконструкции замок приобрёл черты рококо. Следующие поколения Шварценбергов не уделяли особого внимания Крумловскому замку, они «переключились» на Глубоку (Hluboká). Однако в конце 19 столетия Шварценберги провели реставрационные работы по сохранению фресок и живописи в помещениях своей крумловской резиденции.
С 1920 город и замок официально именуется Чески Крумлов (по-русски Чешский Крумлов). С 1949 года поместье стало принадлежать государству.
Необыкновенный архитектурный музей под открытым небом, огибаемый извилистой рекой, и окружённый огромным замковым комплексом, построенным на скалистом хребте, как будто переносит нас на несколько столетий назад. Замок представляет собой симбиоз более чем из 40 строений в стиле готики, ренессанса, барокко, рококо. Весь этот архитектурный ансамбль плавно переходит в огромный сад. С него мы и начали знакомство с резиденцией великих чешских князей. Сад разбит при правлении Эггенбергов в 1678 году. За несколько веков зелёный уголок претерпевал изменения в соответствии со вкусами владельцев. Его площадь около 11 гектаров. Особую культурную ценность на территории сада представляет каскадный фонтан, построенный по проекту венского архитектора Андреаса Альтомонте в 1750 году. Изваяние богато украшено вазами, скульптурами нимф и земноводных животных. Сейчас скульптуры фонтана заменены копиями, оригиналы выставлены в лапидарии замка.
Альтмонте отметился также, как автор зимнего манежа, примыкающего к парку. Манеж построен в 1746 году в стиле рококо и использовался для выездки лошадей зимой и в плохую погоду. Сейчас в нём проводятся различные общественные мероприятия. Главный вход здания украшен гербами Эггенбергов и Шварценбергов.
Практически через все помещения замка проходит коридор. По нему представители знати могли беспрепятственно, не замерзая, не промокая под дождём, не пачкая обуви, пройти в любое помещение комплекса. Этот соединительный ход начинается от самого замкового сада, проходит через все дворы и заканчивается в монастыре миноритов. Его длина почти 1 километр.
Минуя сквозную галерею, мы попали на V двор замка. Возвышающееся слева здание — барочный замковый театр. Уникальность театру придают: сложнейшая деревянная механика, оригинальные осветительные элементы, 13 основных сценических декораций и более 300 вспомогательных, 600 костюмов с сопутствующими реквизитами, уникальные механические приспособления для создания звуковых и зрительных эффектов, документация, хранящаяся в библиотеке замка и в областном архиве. Театр был заложен Яном Кристианом Эггенбергом в 1682 году, а Йозеф Адам Шварценберг модернизировал и преумножил театральный фонд в 1766 году. Механические инженерные конструкции, состоящие из сложной системы лебёдок, тросов, блоков и рам соорудил венский театральный мастер Лоренц Мах (немецкий Lorenz Makh). С помощью этих механизмов был реализован самый впечатляющий эффект смены декораций, всего за 10-12 секунд. Подобных театров всего два в мире: один в Крумлове, второй в Швеции. На одной из стен театра расположены солнечные часы.
Направляясь в сторону Верхнего града, мы прошли по Плащевому мосту (Plášťový most). Первый мост появился здесь в XV веке и, вероятно, был построен из дерева. В документах он упоминается, как «разводной мост с воротами и калиткой».
Каменный мост, имеющий 3 этажа арок и колонн, один открытый этаж с лепным декором и скульптурами и два крытых этажа, строился в несколько этапов с 1686 и по 1765 годы. Необычное архитектурное сооружение соединяет Верхний замок с Барочным театром и является частью коридора, идущего от замкового сада до монастыря. С галереи моста открываются прекрасные виды на Крумлов.
Верхний град представляет собой монументальные постройки, окружающие III и IV дворы замка.
Стены колодцеобразных дворов украшены ренессансной росписью. Строительство мощных сооружений Верхнего замка велось на протяжении нескольких веков, изменялось в зависимости от потребностей хозяев и поэтому имеет очень сложное устройство. Возведению Верхнего града предшествовала трудоёмкая работа по выравниванию сложного скалистого рельефа местности, круто уходившего вниз в районе IV двора. Поэтому под III и IV дворами существует непростая система готических подвалов, имеющая несколько уровней. В части подвальных помещений, называемых «Вацлавскими подвалами», сегодня размещается галерея изобразительного искусства. По приданию здесь на рубеже XIV и XV веков в заключении держали короля Вацлава IV, отсюда и название. Верхний замок — место отдыха и работы, проведения торжеств и деловых встреч крумловских князей и их гостей. В аутентичную атмосферу интерьеров поможет окунуться оригинальная мебель, картины, росписи на стенах и потолках, элементы лепного декора давно ушедших эпох ренессанса, барокко и рококо. По названию помещений или изображениям на стенах и картинах можно судить о принадлежности комнат и их назначении. Например, Эггенбергский зал с золотой каретой и портретами представителей штирского княжеского рода на стенах, три поколения которого владели замком. Или Шварценбергскую картинную галерею, где вывешены изображения с представителями знаменитого рода. В замке множество спален, гостевых комнат, рабочих кабинетов, оборудованных и богато украшенных по вкусу своих хозяев. Для проведения балов и маскарадов оборудованы Зеркальный и Маскарадный залы. Дизайн интерьеров выполнялся знаменитыми европейскими и чешскими мастерами того времени, а в Барочной столовой есть гобелены работы самого Питера Пауля Рубенса. Есть помещения в замке, в которые не допускались простые смертные, но есть и такое, в котором были все равны, будь то служанка или знатный господин — это замковая часовня Святого Йиржи (чешский sv. Jiří). Небольшая, но роскошная часовня, украшенная росписями и лепниной в стиле рококо, оборудована действующим органом работы Фридриха Фердинанда Семрада середины 18 столетия. В крумловском замке сохранились ренессансные помещения, принадлежавшие чете Рожмберков, датированные второй половиной XVI века.
Спустившись по сводчатому проходу с деревянной мостовой, мы оказались во II дворе замка. На месте коридора, соединяющий II и III дворы, когда-то был небольшой мост, перекинутый через ров. В 1577 году его засыпали, а деревянный пол сделали для того, чтоб лошадям было проще двигаться по крутому подъёму в Верхний град.
Слева от входа во второй двор расположено здание маслобойки в стиле ренессанса, с росписью сграффито на фасаде и солнечными часами. Когда-то здесь производили масло и другие молочные продукты. Теперь на первом этаже расположен ресторан, а на втором музей современного изобразительного искусства. За маслобойкой находится двухэтажное здание Нового бургграфства, расписанное по технике кьяроскуро (светотень). Это один из немногих примеров использования техники «светотени» в центральной Европе. При правлении Шварценбергов в бургграфстве размещалась княжеская гвардия, за что II двор был прозван «гвардейским». В огромных подвальных помещениях Нового бургграфства когда-то располагались конюшни, вмещавшие до сотни лошадей. Сейчас в нём размещается лапидарий. Здание в стиле барокко, расположенное напротив бургграфства, закладывалось при правлении Эггенбергов и предназначалось для чеканки фамильных монет, но в связи с изменением законодательства монетный двор так и не заработал. В наше время здесь работают кассы, а другие помещения используются для выставок и проведения лекций. Второй двор замыкает Малый град с круглой башней высотой 70,43 метра. Это, пожалуй, старейшая постройка замка. На месте Малого града когда-то давно находилась раннеготическая крепость с обзорной башней, высота которой была значительно ниже нынешней. Сам град был перестроен в ренессансном стиле ещё при правлении Рожмберков, во второй половине XVI века. Из II двора в I ведёт небольшой мост надо рвом, где можно увидеть остатки старых готических укреплений. В самом рву обитают медведи, поэтому он носит название «Медвежий ров». Идея держать здесь живых медведей возникла также при правлении Рожмберков. Они считали себя потомками старого итальянского дворянского рода Орсини («Оrsi» в переводе с итальянского — «медведи»).
Первый двор являлся хозяйственной частью замкового комплекса. Ране он назывался Выберг (чешский rejdište) из-за расположенных здесь выгонов для домашнего скота. В одном из зданий двора размещалась пивоварня, рядом солевой склад, господский госпиталь, ремесленные мастерские и другие хозяйственные и жилые постройки.
Замок Чешский Крумлов — один из самых значимых архитектурных памятников республики, второй по величине в Чехии после Пражского Града.
После увлекательной обзорной экскурсии по огромной дворянской резиденции, мы прогулялись по старым улочкам Крумлова. Окунулись в атмосферу незабываемого средневекового города. Главная артерия Крумлова — Латран (чешский Latrán), проходящая по старейшему району города с одноимённым названием, начинается от Будейовицких ворот (чешский Budějovická brána) до Банного моста (чешский lazebnický most).
Улица застроена оригинальными примерами ренессансной архитектуры. Сказочные домики пестрят разноцветными фасадами и разнообразными аттиками. Фасады украшены фамильными гербами правящих домов Крумлова и сграффито.
Где-то из-под штукатурки виднеются средневековые фрески. Перпендикулярно Латрану проходит улица Новый город (чешский Nové Město), по ней можно дойти до монастырского сада и сада пивоварни, в котором регулярно проводят фестивали.
Туристам часто рассказывают байку про Влтаву, мол, её русло образовано упавшим метеоритом, а части этого метеорита до сих пор находят на дне. Камень называют «влтавин» и из него изготавливают чудодейственные украшения, лечащие от всех болезней. А гиды водят туристов по этим магазинам, где предлагают купить лечебные камушки с большой скидкой. В Латране есть несколько таких лавок. Кроме того, здесь множество закусочных и кафе. Слева от входа на Банный мост возвышается костёл святого Йошта (чешский sv. Jošta) с башней, основанный в XIV веке Рожмберками, теперь перестроенный под жильё. Напротив церкви здание бывших бань. Бани в средние века вообще были неотъемлемой частью городской жизни. Меценаты Рожмберки даже специально устраивали бесплатные банные дни для жителей Крумлова. Пройдя через деревянный мост, мы попали на остров-район — Старый город (чешский Staré Město), образованный каналом и рекой.
За отведённое свободное время мы побывали на главной площади Старого города — площади Согласия, куда выходит своим ренессансным фасадом городская ратуша.
Насладились великолепным видом на крумловский замок из сада Семинарии (чешский Seminární zahrada). Прогулялись по улице Верхней, по большей части состоящей из церковных построек. Здесь находятся иезуитская семинария, театр, общежитие, над которыми возвышается неоготическая башня костёла святого Вита. Многие, наверное, обращали внимание, что у некоторых домов имеются угловые камни. Они сделаны с целью защиты дома от повреждения колёсами проезжающих повозок.
Перед поездкой в Крумлов мы знали о пивоварне Эггенберг, варящей знаменитое «копчёное» пиво и о пивных, расположенных в глубоких подвалах Старого города. Но уже во второй раз не могли пообедать ни в одном из таких кабаков. Как правило, здесь забронированы столики чуть ли не на несколько дней вперёд. Порой рестораны вообще закрыты на индивидуальное обслуживание. Поздней весной и летом тут вообще сложно где-либо свободно перекусить.
В одну из поездок нам повезло, пообедать удалось в заведении с необычным названием Цыганская горница (чешский Cikánská Jizba). Небольшое заведение с весьма интересным интерьером, геральдическими символами Рожмберков на стенах и вполне неплохой кухней.
Конечно же, мы не могли не посетить пивную при заводе «Чешский Крумлов», которая до недавнего времени называлась «Эггенберг», но от названия рецепт и вкус пива не поменялся. Его здесь варят в соответствии с местными рецептами и устоявшимися традициями пивоварения. Пиво «Чешский Крумлов» производится небольшими партиями и попробовать его можно только в Крумлове.
Замечательная экскурсия подходила к концу и мы нехотя направились в сторону автобусной стоянки. Но и сказочный Крумлов не хотел нас отпускать просто так, напоследок нас почти до нитки вымочил проливной дождь. Это только прибавило положительных эмоций от путешествия. Для поездки в этот великолепный город недостаточно однодневной экскурсии через турагентов. Лучше ехать самому, забронировать неподалёку хостел или номер в небольшом отеле и в полной мере насладиться всеми красотами Чешского Крумлова.
Исторический центр Чешского Крумлова является не только культурным достоянием Чешской республики, он включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
координаты: 48.812807,14.313886