…Наше путешествие продолжилось в направлении монастыря Нораванк. Расстояние составляло всего 85 км. В основном мы ехали по серпантину, поэтому время в пути составило почти 1.5 часа. Дорога проходила через село Арени, славящегося виноделием. В одной из пещер в окрестностях посёлка в 2010 году обнаружили старейшую в мире винодельню, возраст которой превышает 6100 лет! В самом селе в частных винодельнях можно попробовать и приобрести довольно неплохие вина. Непритязательные потребители могут купить напитки не выходя из машины: прямо на обочинах продаётся вино в 5-ти литровых пластиковых бутылках! Даже боюсь представить, какая реакция происходит в этой таре на 30-ти градусной жаре.
Интерес для туристов представляет комплекс пещер близ Арени. Карстовая пещера «Арени-1» имеет особый микроклимат, благодаря которому сохранились некоторые предметы быта и одежды, а так же остатки человеческих тканей. В археологических исследованиях участвуют учёные из разных стран. Находки позволяют получить подробные сведения о жизни и быте Армении эпохи энеолита.
Пещеры близ Арени стали привлекать толпы туристов. Поэтому вскоре, с целью сохранения бесценных материалов, представляющих научный интерес, пещеры закрыли для свободных посещений.
Проехав село, мы свернули в ущелье. Узкая, извилистая, но идеально ровная дорога проходит вдоль русла реки. Такое впечатление, что асфальт только что уложили. Альпинистов, начинавших своё вертикальное восхождение по красноватым скалам — единственные, кого мы встретили в ущелье по пути в Нораванк.
Монастырь расположен на небольшом плато, с северо-западной стороны окружённым горным хребтом. В переводе с армянского Нораванк — «новый монастырь». В Армении две обители, в названии которых присутствует слово «нораванк», поэтому эту цитадель часто называют Амагу Нораванк. Монастырь заложили в 1205 году, как резиденцию духовных лидеров региона Сюник, первым из которых был епископ Ованнес. Нораванк так же являлся резиденцией древнего армянского княжеского рода Орбелянов.
Над строительством храмов цитадели в 13-14 столетиях трудился зодчий по имени Сиранес со своим учеником, а позднее выдающимся армянским архитектором, художником и мастером резьбы по камню — Момиком. Монастырский комплекс состоит из двух храмов и часовни. Старейшая постройка — церковь Сурб Карапет (Иоанна Предтечи) заложена в 1216 году по распоряжению князя Липарита Орбеляна. Её построили рядом с одноимённой, разрушенной в результате землетрясения, базиликой 9-10 века постройки. Новую церковь тоже неоднократно «трясло». В XIV веке разрушенный купол восстановил Серанес. Последнее землетрясение 1931 года сильно повредило Сурб Карапет. Реставрацию провели в 1998 году на средства армянской диаспоры, проживающей в Канаде. Здание храма Святого Карапета представляет собой симметричный в плане крест, увенчанный барабаном с куполом. Вход в прямоугольный гавит (притвор) украшен барельефом с Богоматерью, сидящей на ковре с младенцем Христом на руках, в окружении архангелов и в обрамлении двух рядов схематически выполненных трилистников. Окошко над входом украшено барельефом символизирующим Святую Троицу. Гавит — мрачное помещение с крышей, напоминающей хазарашен (крышу крестьянского дома) — что является уникальным для армянской храмовой архитектуры.
В нишах притвора размещены хачкары, на полу выложено несколько надгробных плит c выгравированными надписями. Сиранес в 1275 году с северной стороны Сурб Карапета пристроил часовню Сурб Григор (Святого Григория). Часовня квадратная в плане, покрытая двускатной крышей, имеет небольшой алтарь и уникальные резные хачкары. Этот храм является семейным склепом Орбелянов.
Вторая церковь монастыря — Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) — шедевр армянской храмовой архитектуры. Постройка относится к 1339 году и является последним творением Момика. Место его погребения находится рядом с церковью и отмечено весьма скромным хачкаром. Храм Богородицы на протяжении веков тоже неоднократно подвергался значительным разрушениям по вине землетрясений и набегов неприятеля. Последняя реставрация проводилась 1997 году. Тогда восстановили уникальный барабан с колонками и конусообразной крышей, утерянный после землетрясения. Церковь построена на средства князя Буртела Орбеляна, поэтому неофициально её называют Буртелашен — «построенный Буртелом». Усыпальница князя и его семьи распложена на первом этаже храма. На втором этаже — помещение для служб. Туда ведут крутые консольные лестницы, под углом в 45 градусов, без поручней с узкими ступеньками, оборудованные с двух сторон от входа. Много людей покалечилось, пытаясь подняться в храм. Поэтому с недавнего времени вход на второй этаж закрыт для посещений, об этом предупреждают таблички. Этим утром служителей монастыря ещё не было, но мы всё-равно не рискнули нарушать запрет. Входы на оба этажа обрамлены искусно выполненной резьбой по камню и фигурками голубей. Вход в усыпальницу украшен полуколоннами и барельефом с изображением Богоматери с младенцем на руках, в окружении архангелов. На тимпане над входом в молельню расположен барельеф с Христом и двумя апостолами.
Помещение первого этажа тёмное, а копоть от свечей придаёт ему ещё более мрачный вид. Свет попадающий через вход и небольшие прямоугольные, расположенные друг напротив друга окна, немного сглаживает гнетущее впечатление. Второй этаж имеет форму креста в плане, двухскатные крыши и огромный барабан в центре с двенадцатью арочными колоннами по кругу. Благодаря большому отверстию под барабаном второй этаж достаточно хорошо освещён.
Каменную стену и гостиницу вокруг монастыря построили на рубеже 17-18 столетий. Гостиница не сохранились до наших дней, а стена выполняет скорее декоративную, чем оборонительную функцию. В наши дни при монастыре есть кафе, музей Момика и сувенирная лавка.
На территории Нораванка есть несколько необычных построек в виде небольших грубо сложенных каменных домиков с двухскатными крышами. Чтоб туда зайти, нужно сильно нагнуться. Судя по всему — это народные святилища, именуемые Тух Мануками. Внутри каждого небольшой алтарь и хачкар. В самом центре монастыря имеется ещё более странное, если можно так сказать, помещение, расположенное под землёй. В этот раз меня распирало любопытство и я туда спустился. В колодец, часть которого выложена камнем, ведет металлическая лестница, внизу ещё три каменных ступеньки и небольшая ниша с хачкаром.
В 1995 году подана заявка в ЮНЕСКО для включения монастыря Нораванк и долины Амагу в список всемирного наследия.
Наша компактная туристическая группа неспешно прогулялась по территории обители, заглянув в каждый закуток. Надышавшись свежайшим горным воздухом, мы выпили по чашечке горячего чёрного и не очень вкусного кофе из автомата, перекусили свежайшим матнакашем со сливочным плавленным сыром (как в СССР) и поехали дальше покорять армянские архитектурные шедевры. На обратном пути на какой-то бешенной скорости дорогу нам перебежало небольшое стадо горных козликов. Я даже не успел нажать на тормоз. Ловкие животные быстро забежали на почти отвесную гору и затерялись среди камней.
Специально не стал уменьшать размер фото, попробуйте найти козлика.
координаты: 39.684897,45.232746
Священное место, из него можно взглянуть в прошлые века и ощутить на себе дыхание ушедших поколений. Гнетущее — это впечатление часто испытываешь, попадая в древние храмы. Видимо, задачей архитекторов было воздействовать на входящих в эти помещения людей психологически, чтобы перенастроить их с бытовых тем на тайны души при помощи впечатляющего пространства. Когда я впервые попала в Успенский собор во Владимире, я тоже испытала гнетущее воздействие тяжелым величием этого храма. Зато с меня сразу слетело легкомысленное настроение, оно осталось за дверью храма. Фотографии, как всегда, прекрасные. Спасибо. С наступающим Новым годом! Пусть этот год принесет нам мир и радость!
Спасибо, Ирина! Тебя тоже с наступающим!