Почти в 35 километрах на юг от Помория, на живописном скалистом черноморском побережье находится самый древний болгарский город — Созополь. Чтобы добраться до него мне пришлось сделать одну пересадку и потратить около полутора часов времени. Автобусная станция Созополя находится рядом со старой частью города, представляющей для меня наибольший интерес. Старый Созополь расположен на небольшом полуострове, врезающемся в Чёрное море почти на километр. Здесь сосредоточена основная часть музеев, архитектурных достопримечательностей: храмов, часовен, жилых домов, государственных учреждений и остатки средневековой крепостной стены. Начало развитой человеческой деятельности на побережье Чёрного моря отмечается не одной тысячей лет до нашей эры. С незапамятных времён местный народ занимался рыболовством, фермерством и металлургией. С конца второго тысячелетия и начала первого эти земли населяли фракийские племена. Одно из таких племён — Скирмиады, представители которого были опытными шахтёрами. Они вели добычу красной меди и бронзы, занимались производством изделий из этих металлов. Это и являлось одним из основных предметов торговли с городами Понта (Чёрного моря) и Эгейского моря. В бухте рядом с поселением было найдено множество каменных якорей и предметов промысла, что подтверждает активную торговлю и судоходство в этом регионе.
Несмотря на то, что первое поселение на территории современного Созополя появилось ещё в конце пятого тысячелетия до н.э., временем основания города считается 610 год до н.э. Именно тогда, выходцами из великого греческого города Милет, здесь была основана колония, которая называлась Антея. Живописный полуостров с удобными бухтами для морских судов привлёк милетских колонистов, отправившихся в поисках земли обетованной и воодушевленных прорицаниями оракула храма Аполлона в Дельфах. Греки, вероятно, были осведомлены о богатых полезными ископаемыми недрах фракийской земли.
Вскоре после образования колонии город переименовали в Аполлонию, в честь бога света, ремёсел и переселенцев — Аполлона. Некоторые греческие города к тому времени уже носили название Аполлония, поэтому черноморская Аполлония имела приписку Понтийская. Колония начала активно развиваться, как торговый центр и порт на Чёрном море. Здесь стали чеканить свои деньги. Эмблема города — якорь, нашла отражение в изготовленных монетах. Судя по всему, между фракийцами и колонистами не происходило никаких вооружённых конфликтов. Они сразу пришли к взаимовыгодному сотрудничеству. В подтверждение тому, заключённый в V веке, союз между Одрисским царством и Аполлонией. Это позволило последней выступать в качестве торгового посредника между Фракией и другими городами черноморского побережья, Эллады и Египта.
В начале V века до нашей эры был основан ещё один черноморский город — Месембрия (нынешний Несебр), находящийся севернее Аполлонии почти на 70 км. Он составил значительную конкуренцию своему южному соседу, как в торговле, так и в добыче полезных ископаемых. А во II веке до нашей эры между городами началась продолжительная война. Началом затяжного конфликта стали претензии обеих колоний на соляные копи, расположенные рядом с городом Анхиалос (ныне Поморие). Интересный факт: официальное подписание мирного договора между современными наследниками Аполлонии — Созополем и Месембрии — Несебром было подписано спустя 22 века (!) в 90-х годах прошлого века. Это перешло в традицию и сейчас считается праздником.
Во времена военных походов Филиппа II Македонского и его сына Александра, в IV веке до нашей эры, Аполлония Понтийская сохранила свою независимость. К тому времени город стал центром высокоразвитого искусства. Здесь построили большой храм и воздвигли 13-ти метровую статую Аполлона, автором которой являлся греческий ваятель Каламид.
Аполлония Понтийская процветала вплоть до 72 года нашей эры. Тогда римская армия под предводительством генерала Марка Лукулла превратила город в руины. Храм Аполлона разрушили, а статую вывезли в Рим.
С развалом Римской империи Аполлония перешла под влияние Византии. В IV веке город полностью восстановили и вместе с этим сменили название на Созополис (переводе с греческого «город спасения»), что позднее стало звучать, как Созополь или Созопол. Существует две версии переименования города. По одной — город являлся пристанищем для потерпевших кораблекрушение, отсюда и название. По второй версии, когда болгары приняли христианскую веру, они решили отказаться от названий, в которых присутствуют имена языческих богов. Одновременно с возрождением здесь возвели первые православные храмы. При правлении императора Анастасия I Созополь окружили крепостными стенами, которые прослужили ему не одно столетие. Крепость являлась стратегически важной для Константинополя, поскольку находилась в тылу империи и рядом с дорогой «Via Pontica».
Болгарский царь Крум, по прозвищу Грозный, в 812 году покорил Созополь. Город стал частью Болгарского царства, образованного в 681 году после союза между славянами и булгарами (древними болгарами), боровшимися против Византийской империи. Однако Созополь позднее ещё ни раз переходил под влияние Византии. В начале XIV века болгарский правитель Феодoр Святослав (на болгарском Тодор Светослав) окончательно вернул независимость Созополю от Византии. К этому времени относится появление здесь монастырей. На одноименном острове был построен монастырь Святого Иоанна Крестителя (Св. Йоан Кръстител). Дата его постройки, по некоторым данным, относится к X веку. Монастырь Святых Кирилла и Иулитты (Св. Кирик и Юлита) также построили на одноимённом острове (сейчас он соединен с полуостровом бетонным молом). Дата его появления неизвестна. В северо-восточной части полуострова, ориентировочно в XII веке, располагалась ещё одна обитель в честь Святых Апостолов (Св. Апостоли). Созополь стал одним из важнейших христианских центров на западном побережье Чёрного моря.
В XIV веке черноморский город, в знак неповиновения, захлопнул ворота перед крестоносцами, за что был разграблен ими и разрушен.
На этом неприятности не закончились. В XV веке полуостров попал под гнёт Османской империи и Созополь превратился в нищую, запущенную деревню, где единственным средством для существования было рыболовство. К 1626 году все православные храмы и монастыри сожгли или разрушили турки. Несмотря на всё это, угнетённый народ продолжал неравную борьбу за независимость.
Во время русско-турецкой войны, по плану, одобренному лично императором Всероссийским Николаем I, крепость Созополь была взята 16 февраля 1829 года. В двухдневной военной операции под руководством контр-адмирала Кумани Михаила Николаевича участвовало 3 линкора, 2 фрегата, несколько канонерских лодок и полтысячи десантников. Около месяца спустя турки предприняли безуспешную попытку вернуть крепость. А спустя ещё месяц в Созополе обосновалась база Черноморского флота Российской империи.
Нынешний облик старый город приобрёл в эпоху так называемого Болгарского Возрождения XVIII-XIX веках. Это — узенькие улочки, мощёные тёсанным камнем, и небольшие домики с эркерами, каменным первым и, обшитым деревом, вторым этажами. До сих пор нет единого мнения насчёт эркеров. Одни считают причиной появления этой особенности небольшую площадь полуострова, и что за счёт выступающего второго этажа немного увеличивается жилое пространство. Другие говорят, что наличие эркера — дело чистой эстетики. Известно наверняка, что обшитый деревом второй этаж — это защита от проникновения влаги в стены.
Созополь уникальный город с гордыми, независимыми и своенравными жителями. Борьба за свободу обходилась им большой ценой. Город множество раз подвергался разрушению, но никогда добровольно не сдавался захватчикам. В то время, как другие черноморские города-соседи Анхиалос и Несебр, откупались от иностранных интервентов. Однако это помогло им спасти множество памятников архитектуры для последующих поколений.
В 1942 году, когда шла самая страшная и кровопролитная война, народом Болгарии было создано партизанское движение для борьбы с фашизмом. Созопольцы, как могли, помогали советским диверсантам-подводникам, действовавшим в районе Бургасского залива и Созополя. А в сентябре 1944 года Болгарию освободили от очередных захватчиков советские войска. Подвиг одного советского героя увековечен на табличке около одной чешмы в Созополе. Слова, высеченные на чёрном мраморе гласят: «12 сентября 1944 года в Созополе погиб старший сержант Красной Армии Иван Иванович Рублёв, спасая жизнь многих граждан и детей. Поклон перед светлой его памятью. От признательных граждан Созополя.» Подвиг советского солдата заключался в следующем: в день освобождения Болгарии от фашистов, Рублёв заметил подложенную диверсантами гранату и с криками «ложись» накрыл её своим телом. Ценой собственной жизни он спас многих людей, находившихся рядом. Ещё одну интересную историю удалось отыскать в литературных источниках. Однажды солидная немецкая кинофирма «UFA» обратилась к правительству Болгарии с сенсационным предложением: поджечь Созополь для того, чтобы снять грандиозный пожар города в одном из своих фильмов. А потом на пепелище создать курорт из стекла и бетона с отелями, ресторанами, ночными клубами. Судя по всему, наглое предложение было отвергнуто. Неизвестно, насколько правдива эта история. Возможно, это байка для социалистических граждан, указывающая на разлагающийся капиталистический мир.
Первые археологические изыскания в районе города Созополь начались в 1904 году. Проводились они по инициативе французского консула и французскими археологами. Тогда обнаружили первые античные артефакты — доказательства тысячелетней истории древнего города. Но самые значительные раскопки проводились с 1946 по 1949 годы под руководством профессора Ивана Венедикова. Знакомство со старым болгарским городом я начал ранним утром с южной части полуострова. Народа было немного, только открывались первые сувенирные лавки и магазины. Первой на глаза мне попалась колокольня церкви Святых Кирилла и Мефодия. Храм построен в 1889 году болгарским зодчим, выходцем из города Трявна — мастером Генчо, для нужд беженцев из восточной Фракии. Во время строительства церковь находилась за пределами города и богослужения проводились в ней исключительно по большим праздникам. После 1944 года базилику переделали под склад, а затем превратили в музей подводной археологии (как похоже на тяжёлые судьбы большинства наших храмов при советской власти). И только в 1989 году государство вернуло здание верующим. В церкви хранится уникальный резной иконостас из дуба, работы мастеров XVII-XVIII веков, перенесенного из разрушенной церкви Иоанна Богослова. В 2011 году, после продолжительного ремонта, храм вновь открыт для прихожан. Чуть далее, при входе в старую часть Созополя, между южными воротами и церковью Святых Кирилла и Мефодия, некогда располагался средневековый монастырь Святого Николая Чудотворца. Обнаружили его совершенно случайно, в ходе археологических раскопок около южной крепостной стены, начатых в 2011 году. Здесь нашли большое количество интересных вещей. Многие из них позволяют предположить, что монастырь пользовался покровительством византийских императоров, например, императорская печать Василия II и бронзовые монеты. В 2012 году в нише центральной апсиды обнаружили небольшой горшок с крышкой, в котором находились кости и маслянистая жидкость.
Место, в котором нашли горшок и то, в честь кого была названа базилика, позволяют с большой вероятностью утверждать, что содержимое его не что иное, как мощи самого Николая Чудотворца. Позднее вокруг церкви обнаружили некрополь. Христианские погребальные сооружения датируются V веком нашей эры. Вместе с этим нашли печь для обжига тонкой керамики, образцы керамических изделий, несколько металлургических печей VII-VI веков до нашей эры. Эти находки подтверждают высокий уровень культурного и экономического развития во времена основания здесь греческой колонии. Сейчас здесь продолжаются археологические и реставрационные работы. Вдоль южной части полуострова тянется пешеходная дорога. Слева она отделена от города каменной стеной, справа от моря — скалистым побережьем. Средневековая крепостная стена — визитная карточка города. Это символ гордости и независимости жителей Созополя. Археологи начали исследования оборонительных сооружений вокруг полуострова в 2010 году. В результате восстановили части восточной и южной крепостных стен с воротами, а с северной стороны полуострова осталась небольшая секция фортификационного сооружения со входом. Через несколько минут пешеходная дорога вывела меня на крайнюю северо-западную часть полуострова — мыс Скамини.
Здесь же я увидел остатки главного храма ещё одного средневекового монастыря. О местонахождении обители в честь Святых Апостолов (Св. Апостоли) было известно из сохранившихся документов. В начале 2011 года в указанном месте начали раскопки, в ходе которых обнаружили основание базилики, часть стен (сохранившихся в некоторых местах до 1 метра высотой) и даже частично сохранившийся оригинальный пол из цветных мраморных плит. Открытие позволило оценить внушительные размеры храма: длина 23 и ширина 11,5 метров. По плану он очень схож с церковью Христоса Вседержителя-Пантократора, расположенной в Несебре. Учёные предполагают, что одноимённый монастырь образовался здесь в конце XII начале XIII веков. К концу 2011 года археологи обнаружили вокруг главной церкви остатки укреплений (предположительно «Крепость Господня» или «Castrum Domini») и некрополь XIII века. Вероятно, именно здесь сошёл на берег апостол Андрей Первозванный для проповеди веры христианской. А некоторые историки не исключают возможности в ходе дальнейших раскопок обнаружить мощи одного из 12 апостолов. Археологи сделали ещё одну интересную находку — в одной из стен были замурованы флаконы с французскими духами с надписью «Le Bon, Paris — 1882». Остаётся загадкой, как попал сюда этот парфюм. Следы языческого культа из далёкой античной Аполлонии обнаружили на скалах рядом с монастырём. По заявлениям некоторых источников в VI-III веках до нашей эры мыс Скамини являлся святилищем Деметры и Персефоны. Раскопки начинались с большим энтузиазмом. На работы выделило средства правительство и собраны пожертвования, однако этого оказалось явно недостаточно. Раскопки заморожены, место не охраняется и почти никак не огорожено. Сделав несколько фотографий с мыса Скамини, я пошёл ближайшей к берегу улицей в направлении остатков южной крепостной стены. По пути мне попалось множество уютных ресторанчиков, привлекающих посетителей шикарными панорамными видами на море.
Остатки северной крепости, по сути, небольшая полуразрушенная стена с проходом, смотреть там особо было не на что, побывал там для галочки. Рядом с руинами ютится небольшая церквушка Святого Иоанна Рыльского (Св. Йоан Рилски) — это современная постройка. Старый Созополь очень напомнил мне Несебр. Такие же узенькие, мощеные камнем, улицы и тесно ютящиеся жилые дома с эркерами, покрытые оранжевой черепицей.
Извилистые улочки вывели меня к остаткам базилики, расположенной в самом центре старого города. Храм воздвигли на месте жилых помещений V-II веков до на шей эры. Дата постройки по некоторым данным IV-V века нашей эры. В конце IX века храм уничтожил пожар. В процессе восстановления своды помещений украсили фресками. C XI по VIV храм подвергся капитальной реконструкции, в результате чего приобрел форму креста. Базилика просуществовала до XVII века, когда её разрушили турки. Во дворе и некоторых частях церкви обнаружили около 250 гробниц X-XIV веков. Части храма были богато отделаны мрамором, декоративной кирпичной кладкой, а внутренности мозаикой чёрного, белого и красного цветов. Обнаруженный бассейн — свидетельствует о том, что здесь проводились обряды крещения. Исследования ещё не окончены, однако историки утверждают, что базилика являлась епископальными и центральным храмом города.
Рядом с остатками средневековой базилики возвышается колокольня церкви Георгия Победоносца (църква Свети Георги). По некоторым данным храм был построен в 1828 году, а некоторые источники утверждают, что в 1860. С того времени он многократно перестраивался. Здесь хранятся части мощей Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, найденные на острове Святого Иоанна и часть Креста Господня.
К этому времени народу на улицах прибавилось, открылось большинство сувенирных лавок, где я решил купить карту города. Но это не продвинуло меня в поиске оригинальных архитектурных построек в старом Созополе. Как и информация в глобальной сети, так и карта, оказалась очень скудными. На ней отсутствовало большинство архитектурных достопримечательностей, действительно заслуживающих внимания. На остров святых Кирилла и Иулитты, на котором когда-то располагался одноименный монастырь, я решил не ходить, смотреть там было не на что. Гуляя по городу мне встречались памятники архитектуры, представляющие из себя жилые дома XIX века. По достоверной информации из литературных источников, интерьер таких домов богато декорирован искусными резными деревянными деталями. Одной из таких построек являлся дом Аны Трендафиловой — памятник культуры национального значения. Созополь славился мастерами резчиками по дереву, особенно в эпоху болгарского Возрождения. Резьба по дереву не ограничивалась отделкой внутреннего убранства домов. Изготовленные из дерева морские животные, боги — покровители морей и прочие деревянные изваяния украшали форштевни морских судов.
По городу разбросано несколько часовен и церквей, являющихся современными постройками: часовня Святых Константина и Елены, часовня Святой Недели, церковь Николая Чудотворца, храм в честь Святого Зосима Созопольского. Отдельного внимания заслуживает церковь Успения Богородицы. Сфоткать мне её не посчастливилось, на тот момент я просто не знал о её существовании. Не исключено, что я просто не обратил на неё внимания. Интересен храм тем, что все его церковные помещения находятся ниже уровня тротуара. Эта постройка относится к XV веку и возведена на месте старой средневековой христианской церкви. Тогда, во времена Османского владычества, запрещалось строить храмы выше турецкого всадника на лошади. Но, судя по всему, маскировка была очень даже успешной — здание со стороны совсем не напоминает церковь. Её изюминкой является уникальный деревянный резной иконостас с небольшими иконками. Это результат работы местных мастеров. Большинство его оригинальных деталей были утеряны с течением времени.
К сожалению, в настоящее время нет обобщённой и достоверной исторической справки о древнейшем болгарском городе. Здесь не сохранилось такого большого количества архитектурных шедевров, как в том же Несебре. Тем не менее, Созополь непременно заслуживает внимания. Хочется верить, что археологические раскопки будут продолжены и памятники старины восстановлены, чтобы радовать искушённых туристов.
Очень интересное место. Фотографии классные. Действительно, оригинальные выводы у автора сложились. Несебр откупался от захватчиков и в результате сохранял граждан и город от уничтожения, а как результат, дошедшие до наших дней архитектурные ценности. Можно позавидовать мудрости древних правителей Несебра. Но все-таки, свои симпатии отдаю защитникам Созополя, которые, судя по рассказу, всегда сражались с врагами, а не откупался данью 🙂