Путешествие в Баварию было связанно с замком Нойшванштайн (немецкий Neuschwanstein). Грёзы по этому сказочному замку заставили меня купить тур в баварские Альпы ещё в Екатеринбурге и я с нетерпением ждал этой поездки. Дорога из Праги до Мюнхена заняла около 5 часов. Время пролетело незаметно благодаря грамотному гиду, который ни на минуту не давал нам заскучать. За организацию экскурсии и профессионального гида огромная благодарность туристической фирме. Удовольствие было растянуто. Первым пунктом назначения у нас была столица Баварии — Мюнхен (немецкий München), в котором мы провели несколько часов. Затем нашу группу отвезли в гостиницу в Альпах, а уже на следующий день мы поехали осмотреть загородную резиденцию баварского короля Людовика II — дворец Линдерхоф (немецкий Linderhof) и замок Нойшванштайн.
Королевский замок расположен рядом с деревней Швангау (немецкий Schwangau), недалеко от границы с Австрией. Идея строительства Нойшванштайн принадлежит баварскому королю Людвигу II. Замок является воплощением его фантазий. Король лично участвовал в проектировании и декорировании Нойшванштайна. Его интересовали мельчайшие детали, он просматривал все проекты по строительству и вносил в них изменения, в соответствии с собственными представлениями. Ввиду этого считаю, будет уместно рассказать кратко о самом Людвиге Баварском.
Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский (немецкий Ludwig II. Otto Friedrich Wilhelm von Bayern) родился в семье будущего баварского короля Максимилиана II 25 августа 1845 года во дворце Нюмфембург (немецкий Nymphenburg) на западе Мюнхена. Своё детство будущий баварский монарх провёл в замке Хоэншвангау (немецкий Hohenschwangau). Замок и окрестные постройки, заполненные многочисленными картинами с запечатленными на них отрывками из средневековой истории, произвели на мальчика неизгладимое впечатление. Он любил горы, простой люд этой местности и не переносил лестного и раболепного отношения придворных слуг. Становясь старше, Людовик всё больше интересовался архитектурой, искусством и музыкой. Однажды в начале 1861 года он попал на премьеру оперы «Лоэнгрин» Вагнера. Это событие потрясло его и коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу.
Бремя правления Людвигу пришлось взять на себя в 19 лет, когда умер его отец Максимилиан в 1864 году. Несмотря на то, что отец плохо подготовил приемника к роли монарха, на неоконченное образование и отсутствие опыта, Людвиг с полной серьёзностью отнёсся к своим обязанностям. Однако форма государственного правления в Баварии XIX века (где все важные политические решения по сути принимались двумя палатами парламента, а не королём) и постоянные конфликты с членами правительства, ослабили его интерес к политике и управлению государством. Он посвятил жизнь личным интересам и пригласил в Мюнхен Рихарда Вагнера, оказывая ему всяческую поддержку, в том числе и финансовую. Несмотря на это, он всегда ответственно подходил к роли короля и до самой смерти принимал доклады о всех решениях парламента. Король не любил Мюнхен и придворную жизнь, только в Альпах он чувствовал себя счастливо и комфортно. А после того, как правительство вынудило Вагнера покинуть Мюнхен, якобы из-за высоких затрат и вмешательства в политическую жизнь страны, Людвиг всерьёз подумал о переводе своей резиденции в Нюрнберг.
Людовик презирал войну и всё, что с ней связано. Но в 1866 году нависла угроза войны со стороны Пруссии. Баварский король всячески пытался избежать конфликта, но ему это не удалось. Тогда он тайком покинул страну и уехал в Швейцарию к Вагнеру, но вернулся назад через два дня и подписал приказ о мобилизации армии. За непродолжительный военный конфликт, длившийся всего три недели, Бавария понесла колоссальные убытки, а в результате подписания мирного договора Пруссии была выплачена компенсация в 30 миллионов гульденов. После войны король принял решение поехать в особенно пострадавшие области страны. Несмотря на поражение Баварии, Людвига встречали, как победителя. Одним своим видом король внушал спокойствие и надежду. Спустя четыре года, в результате конфликта между Францией и Пруссией, Бавария вновь была втянута в войну. Прусские войска были гораздо лучше оснащены, несмотря на это, баварская армия отличалась особой смелостью и отвагой в сражениях. Война длилась чуть меньше года. Итогом стало заключение прелиминарного Версальского и Франкфуртского мира, объединение Германских государств. Король Людвиг был искусно подведён к тому, чтобы передать корону королю Прусси — Отто Бисмарку, который вскоре после войны стал германским канцлером. Сам Людвиг, отягощённый придворными интригами, всё меньше интересовался политикой и всё больше уходил в себя. Он редко появлялся на людях, предпочитая проводить время в одиночестве, в собственном мире — без войн, подлости и зла. Тогда в народе начали зреть слухи и легенды об одиноком короле, тогда он и приобрёл прозвище «сказочный король».
С женщинами у Людовика тоже было не всё гладко. Король очень тесно общался с австрийской королевой Элизабет, а её двоюродная сестра, София Шарлотта, являвшаяся Людвигу двоюродной тётей, вызывала у него интерес, как женщина. По утверждению самого короля, из писем к его невесте, основой их отношений был интерес к творчеству Вагнера. 22 января 1867 года состоялась помолвка. Свадьбу назначили на 12 октября того же года. Приготовления к торжеству велись с королевским размахом. К столь знаменательному событию были выпущены памятные монеты и открытки, была изготовлена карета колоссальной стоимостью — миллион гульденов! Однако Людвиг разорвал помолвку. Что послужило причиной этого — до сих пор остаётся тайной. Ходили слухи, что король заподозрил невесту в неверности. Людвиг вел дневник, из записей которого можно сделать выводы, что его тянуло к мужскому полу, но желание это он подавлял.
На фоне всего этого он ещё глубже уходил в себя и наконец решил воплотить в жизнь давно зревшие в нём мечты о построении своего идеального мира. В 1869 году был заложен его первый и самый потрясающий замок — Нойшванштайн. Финансировал грандиозный проект сам король, используя личные сбережения и так называемую зарплату монарха. Вопреки некоторым мнениям, он не тратил на строительство деньги из казны. Однако средств явно не хватало и Людовику приходилось брать бесчисленные кредиты. Долги росли непомерно. Кабинет министров не в силах был добиться от короля снижения расходов. Поэтому, в соответствии с баварской конституцией, объявить короля невменяемым и передать правление в руки регента — являлось единственным возможным решением для лишения власти монарха, в том случае, если он добровольно не покинет свой пост. Что в итоге и было сделано. 8 июня 1986 года врачебная комиссия во главе с доктором фон Гудденом вынесла сомнительное заключение, суть его заключалась в том, что король является душевнобольным. А 10 июня была предпринята попытка интернирования, вовремя предотвращённая верными людьми короля. Тем не менее, через два дня заговорщикам все-таки удалось доставить Людовика из замка Нойшванштайн в замок Берг. А уже 13 июня король был найдем мёртвым вместе со своим врачом Гудденом в озере Штарнберг. Официальная версия смерти короля — он убил доктора и покончил с собой. На самом деле это невероятная версия, но она спасла Баварию от очередной смуты. Остальные существующие версии столь же нелепы. Что произошло в ту ночь на озере — до сих пор остаётся тайной.
На месте будущего замка Нойшванштайн в средние века располагалось две крепости: передний и задний Швангау, принадлежавшие одноимённому рыцарскому роду. Оставшиеся от них руины были разобраны, а плато опущено на 8 метров взрывами по приказу короля. Затем к месту строительства была вымощена дорога и проложен трубопровод. Архитектором проекта «сказочного замка» являлся Эдуард Ридель (немецкий Eduard Riedel). Грандиозная стройка королевского замка Нойшванштайн началась 5 сентября 1869 года. Работы велись интенсивно в напряженном режиме. К весне 1884 года уже были возведены ворота и пять этажей дворца с внутренней отделкой, где Людовик проводил большую часть своего времени. Титаническая работа была проделана для воплощения грандиозного проекта. В стройке использовалось самое современное на тот момент инженерное оборудование, применялось множество инновационных технических решений. Для подъёма стройматериалов в лорах использовался кран на паровой тяге — это дало начало основанию организации технического надзора за паровыми машинами — прародительнице современной экспертной организации «ТЮФ» (немецкий «TÜV SÜD»). Тогда же появилось социальное учреждение «Объединение ремесленников королевского строительства Хоэншвангау» — первое в своём роде. Учреждение позволяло сохранять заработную плату рабочим по временной нетрудоспособности до 15 недель за счёт ежемесячных взносов 0.7 марки — такая своего рода страховка. Возведение «сказочного замка» требовало невероятно много строительного материала и рабочей силы. Существует статистика использования стройматериалов: 400 тысяч кирпичей, 3.6 тысяч кубометров песка, более 2 тысяч кубометров древесины, 600 тонн цемента, 50 тонн каменного и 40 древесного угля. И это только за год строительства! Более 1.5 тысяч тонн песчаника, привезённого из Нюртингена, было использовано для возведения портала и эркера. Почти 500 тонн унтерсбергского мрамора, привезенного из Зальцбурга, ушло для украшения окон, сводов, колонн и капителей. К 1880 году только на стройке трудилось более 200 рабочих различных специальностей. Сложно подсчитать, сколько людей было занято в обслуживании. Вероятно, целый регион существовал за счёт возведения замка.
В 1886 году, когда умер король, строительные работы приостановили. Спустя какое-то время достроили незаконченные помещения. Во внутреннем дворе был заложен фундамент под 90 метровую главную башню с церковью, которая так и не была построена. Не были также построены, предусмотренные проектом, мавританский зал и терраса с рыцарской купальней. Тем не менее, не создаётся впечатления незавершённости постройки. Запланированная стоимость королевского замка была чуть более 3 миллионов марок, но по факту сумма затрат возросла более, чем в 2 раза: до 7.6 миллионов! Долг короля был астрономический и для его погашения приняли решение открыть замок для платных посещений. К концу 19 столетия долги Людовика были полностью выплачены. Сам замок стал приносить доход в казну. С тех пор Нойшванштайн — главная достопримечательность Баварии и один их самых красивых замков Старого света.
Когда мы приехали в деревушку Швангау, наш гид побежал решать организационные вопросы. У меня было несколько минут свободного времени, а рядом на горе мозолил глаза ещё один замок баварских королей — Хоэншвангау. Он не был включён в нашу экскурсию, но посмотреть и пофоткать его жутко хотелось. Поэтому пришлось бегом забраться на гору и сделать пару фоток.
До выросшего из скалы Нойшванштайн, можно добраться на регулярно курсирующем автобусе, либо на карете, а также пешком. Идти пешком, в силу сложившихся обстоятельств, мне было тяжело, поэтому я поехал на автобусе. Было предостаточно времени погулять по окрестностям замка, сделать панорамные фото со, специально построенного над пропастью, моста Мариенбрюке (немецкий Marienbrücke) или мост Марии (был построен по заказу матери короля — Марии). В точно назначенное время мы пошли осматривать внутреннее убранство замка. К сожалению, как и во всех подобных музеях, внутри фотографировать категорически запрещено. Интерьер замка сложно описать словами. Это настоящий музей искусств. Особенно впечатляет тронный зал, имеющий определённые сходства с базиликой. Прямоугольное помещение с колоннами, напоминающее неф и ниша в конце зала, выполненная в форме церковного алтаря. Идеалы короля об абсолютной монархии и действительные реалии того времен иронично символизирует отсутствие трона в нише, куда ведут ступени из каррарарского мрамора. В этом зале король хотел показать близость монарха и бога. Этому свидетельствуют росписи на стенах: Христос с Марией в окружении именитых европейских королей, эпизоды из жизни прославленных монархов и 12 апостолов изображенных на алтареподобной нишей вокруг места для трона. На одной из картин, где запечатлён Святой Георгий, сражающийся с драконом, можно увидеть строение на вершине горы — это замок Фалькенштейн, проект которого уже был почти готов, но которому не суждено было осуществиться. Посреди тронного зала висит огромная люстра из позолоченной меди с 96 свечками и массой 900 килограмм. С помощью специального механизма, с целью замены свечей, люстру можно опускать до пола. Также заслуживает внимания мозаичный пол, работы венского мастера. Тронный зал имеет выход на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Альпы, озёра Альпзее (немецкий Alpsee) и Шванзее (немецкий Schwansee), замок Максимилиана II — Хоэншвангау и на спящих драконов.
Несмотря на красоту и значимость тронного зала, сердцем замка является зал певцов. Прототипами для него послужили праздничный и песенный залы замка Вартбург, но зал певцов значительно превосходит свои прообразы. Многочисленные картины зала выполнены кистями известных в то время художников. Большинство полотен — с изображениями сцен из эпоса о Парцифале, вдохновившего в своё время Вагнера для создания одноимённой музыкальной драмы. Единственная деталь в замке, указывающая на его хозяина и создателя — это лента на баварских гербах над дверьми, ведущими в беседку. Надпись на ленте на латинском языке гласит «Rex Ludwig II Bavari comes Palatino» или «Людвиг II, король баварский, пфальцграф». При жизни короля зал певцов никак не использовался. Только спустя несколько десятилетий здесь начали проводиться концерты, проходившие вплоть до начала второй мировой войны.
В замке еще много служебных и жилых помещений. Описывать их долго и скучно. Расскажу об особо запомнившихся. Королевская спальня заслуживает внимания из-за огромной дубовой кровати с потрясающим резным балдахином и аналогичного резного умывальника с подведённой к нему водой (!). Давление воды достигалось за счёт того, что её источник находился на 200 метров выше замка. Несмотря на то, что в замке использовалось центральное отопление, в спальной комнате дополнительно была установлена печь, которую можно было топить, не заходя в комнату. Стены спальни украшены живописными росписями с сюжетами из средневекового романа «Тристан и Изольда». В замке, по задумке короля, построена искусственная сталактитовая пещера, расположенная между жилой и рабочей комнатами, имеющая выход в зимний сад. Все королевские помещения выдержаны примерно в одном стиле: деревянные потолки, часть стен закрыта деревом, часть украшена полотнами. Единственное помещение, где потолок не отделан деревом — это туалетная комната. Дворцовая кухня по тем временам была техническим совершенством. Здесь имелись автоматические вертела, приводимые в движение паровыми турбинами. Горячая и холодная проточная вода подавалась с помощью специального устройства. Печь, расположенная в центре кухни, помимо прямого назначения, использовалась для отапливания специальной ниши с посудой, а дым от печи отводился через отверстие в полу. Обслуживающего персонала в замке во времена правления Людвига было около 60 человек. Сейчас постоянно здесь проживает 1 человек — сторож.
Нойшванштайн — это не средневековый замок, о чём говорит не только год постройки, но и присутствие в отделке искусственных материалов, централизованного отопления и водоснабжения. Нойшванштайн — дословно «новый лебединый камень». Мотив лебедя присутствует буквально повсюду в замке. Лебедь — любимая птица Людвига, символизирующая чистоту. Также изображения лебедя были на гербе Швангау, чьим потомком считал себя отец Людвига.
Экскурсия закончилась, моё любопытство было полностью удовлетворено. Обратно решено было спускаться пешком. Похоже, что спуск — не менее тяжёлое занятие, чем подъём. Время ещё оставалось и было решено поправиться «тёмным» в ресторане, созерцая Альпы и Альпзее…
P.S. Совсем забыл отметить пару важных моментов. Замком Нойшванштайн был впечатлён Пётр Ильич Чайковский. И, возможно, именно это романтическое место вдохновило великого русского композитора на создание балета «Лебединое озеро».
Нойшванштайн является прообразом замка Спящей красавицы в парижском Диснейленде. А братья Дисней использовали Нойшванштайн в качестве прототипа для логотипа компании «Walt Dysney pictures».
координаты: 47.557462,10.749261
Потрясающий, грандиозный замок! Нет слов! Я завидую сторожу, который живет в нем. Замок, оказывается, строился именно для него.
Да замок потрясающий! Посетить его стоит.
А где море фотографий? Одна — это слишком мало для такого места))
Уже две. Позже ещё немного будет. Жалко, портал на реставрации был.