Этим летом мне посчастливилось побывать в Вене — уникальном городе, европейской столице классической музыки. Хочу поделиться своими впечатлениями от центра города — Рингштрассе (немецкий Ringstraße) или Кольцевой улицы. В «Кольце», построенном на месте старой крепостной стены, расположен музей шедевров архитектурного искусства. Вена (немецкий Wien) — столица Австрийской республики (немецкий Republik Osterreich). Это самый большой и самый густонаселённый город Австрии. Без преувеличения можно сказать, что Вена один из самых красивых городов Европейского континента. Австрийская столица — это город искусств, театров и музеев. Австрия — родина и место творчества многих выдающихся деятелей культуры и искусства, самые известные из них: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Рихард Штраус и Иоганн Штраус, Шуберт, Малер. Последние четверо родились в самой Вене. Но австрийская столица знаменита не только своими музеями, театрами и архитектурными изысками, но и кулинарными заведениями, в которых особой популярностью пользуются венский шницель, торт Захер и яблочный штрудель.
Территория современной Вены была заселена людьми ещё с незапамятных времён, но начало образованию города было положено римскими легионерами, которые в I веке нашей эры выстроили здесь укрепленное поселение. Городок назывался Виндобона, что в переводе с кельтского означает «белый городок». К концу V века, после распада империи, римляне покинули эти места, но крепостные стены ещё долгое время служили укрытием для различных племён.
Знаменитая династия Каролингов тоже оставила в нынешней Вене свой след, построив здесь в IX веке замок и церковь Рупрехтскирхе (немецкий Ruprechtskirche). Последняя до сих пор радует искушённых любителей архитектуры! Примерно во времена правления франкской династии название Вена впервые встречается в исторических документах.
Бабенберги (немецкий Babenberger) — первая правящая династия Вены, как столицы Австрии. Почти за триста лет Бабенбегеры преобразили Вену, а Австрия стала одним из самых значимых государств Священной Римской империи.
С 1282 года Габсбурги (немецкий Habsburger) обосновались в австрийской столице. Это самая могущественная правящая чета в Европе за всё время. История рода Габсбургов берет своё начало в швейцарской кантоне, близ реки Ааре (немецкий Aare), где был построен замок с названием Габихтсбург (немецкий Habichtsburg) — дословно «ястребиный замок». По названию родового имения и произошла фамилия Габсбург. Хотя есть и другая, как мне кажется, менее правдоподобная версия, по которой название крепости произошло от немецкого слово hab — «брод», а сам форпост был построен с целью охраны переправы на расположенной рядом реке.
Становление Австрии, как отдельного и независимого государства во главе с эрцгерцогом — заслуга Рудольфа IV (немецкий Rudolf IV). Этот правитель прославился также своим фальшивим сборником указов «Privilegium Maius», что в переводе с латинского означает «большая привилегия». Несмотря на многочисленные междоусобные войны, продолжительную войну с Османской империей и 30-ти летнюю войну, владения Габсбургов расширялись, присоединялись новые княжества, росло влияние династии в Европе. Большой вклад в расширение имперских владений Габсбургов внёс король Германии, эрцгерцог Австрии, а позднее император Священной Римской империи — Максимилиан I. Проводя грамотную политику, заключая выгодные браки своих потомков он объединил австрийские земли, укрепил власть императора.
Перечислять все титулы династии, города и государства, принадлежавшие или находившиеся под влиянием Габсбургов, нет смысла, в них можно только запутаться. Императоры Священной Римской империи, правители Австрийского государства, позднее Австро-Венгерской империи, Габсбурги почти 700 лет являлись фактическими хозяевами Европы. Их экспансия распространялась даже на часть Южноамериканского континента. Они правили жёстко, порой даже жестоко, пресекая любые попытки подрыва их власти. Даже несмотря на распространённый в те времена инцест и высокую детскую смертность — проклятие многих королевских династий, Габсбургам удавалось продолжать свой род, а «империя, над которой никогда не заходит солнце» успешно процветала. Но как доказывает история, любой империи рано или поздно приходит конец, какой бы могущественной она ни была. Так же случилось и с Австро-Венгрией. После поражения в первой мировой войне в 1918 году империя Габсбургов рухнула. С принятием «Габсбургского закона» в 1919 году, имущество монархов конфисковали и всё, некогда могущественное семейство, выдворили из страны. Хотелось бы ещё упомянуть о весьма странном ритуале погребения представителей Габсбургов. После смерти из тела вырезают внутренности. Тела бальзамируются и хранятся в императорском склепе под церковью Капуцинеркирхе (немецкий Kapuzinerkirche), сердца хранятся отдельно, в серебряных урнах, расположенных в склепе при Августинской церкви, остальные внутренности хоронят в соборе Святого Стефана (немецкий Stephansdom). Эта древняя традиция была соблюдена даже при захоронении сына последнего императора кронпринца Отто фон Габсбурга в 2011 году. Даже комментировать эту дикость не хочу, но таковы реалии.
Вена была оплотом монаршего дома Габсбургов и столицей могущественной империи. Именно здесь расположена зимняя резиденция императоров — дворец Хофбург. Отсюда правили Габсбурги, начиная с 13 столетия.
До XIII века на месте нынешнего дворца располагался замок, что трудно сейчас себе представить. Расширяемая и перестраиваемая крепость на протяжении нескольких столетий превратилась в целый дворцовый комплекс, включающий в себя жилые и служебные помещения, несколько дворцов, площади, парки, церковь, конюшни.
В габсбургскую цитадель, как когда-то императоры, мы зашли через Ворота Героев (немецкий Heldentor). Парадный вход на площадь Героев (немецкий Heldenplatz) был построен в 1824 году, а переименован в честь австрийских солдат, участвовавших в войне 1914-1918 годов, только в 1933 году. С площади Хельденплатц открывается вид на самый молодой и самый большой дворец комплекса — Новый Хофбург. Это монументальное сооружение в архитектурном стиле ампир построено на закате эры габсбургской монархии в 1913 году. Архитекторы Карл фон Хазенауэр (немецкий Carl von Hasenauer) и Готфрид Земпер (немецкий Gottfried Semper) планировали построить здесь «императорский форум», частью которого и является этот дворец. В 1938 году с балкона Нового Хофбурга прозвучала знаменитая речь Гитлера о воссоединении Германии и Австрии, так называемый «аншлюс» (немецкий Anschluss). Сегодня в нём находится несколько музеев: музей этиологии, музей папируса, Эфесский музей и экспозиция огромной коллекции оружия.
На площади Героев друг напротив друга восседают на конях два выдающихся австрийских полководца. Спиной ко дворцу — Евгений Савойский (немецкий Eugen von Savoyen), напротив него — Карл Тешенский (немецкий Carl von Teschen). В настоящее время часть площади занята уродливыми зданиями, в которых временно размещается парламент. А в самом парламенте ремонт! А парламентарии, видите ли, не хотят далеко переезжать от своего рабочего места, расположенного рядом с Народным парком. Чем-то австрийские чиновники похожи на наших, не правда ли? Австрийцев это, похоже, не особо заботит. А на самой площади, как правило, проводятся праздники, фестивали, ярмарки и митинги.
На противоположной стороне от Ворот Героев расположено крыло Леопольда (немецкий Leopoldinischertrakt), получившее своё название по имени короля Леопольда I, проживавшего в этой части замка в 17 столетии. Пройдя через арку, мы попали на площадь Ин дер Бург (немецкий In der Burg). В центре площади доминирует памятник Францу-Иосифу I (немецкий Franz Joseph I) с расположенными внизу по четырём углам статуями, символизирующими веру, мир, могущество и справедливость.
Здание напротив входа — это Имперская канцелярия (немецкий Reichkanzleitrakt), до 1806 года служившая резиденцией для особо почитаемых гостей императора, а слева к ней примыкают императорские апартаменты. Здание с башенкой и лунными часами — это крыло Амелии (немецкий Amalientrakt), получившее своё название по имени императрицы Амелии — жены Иосифа I. После её смерти здесь располагались апартаменты императрицы Елизаветы Баварской, больше известной, как Сиси. В наши дни в крыле Амелии находится музей Сиси. После наполеоновских войн Вену посещал российский император Александр I, который останавливался в этой части дворца. Примечательно, что при осаде Вены Османской империей этот двор не пострадал и сейчас находится практически в первозданном виде, что представляет особую культурную и историческую ценность. Самая старая часть дворцового комплекса Хофбург — это Старый замок (немецкий Alte burg).
Альте бург в результате перестроек потерял оборонительные башни и ров, а к середине XVI века фасады были перестроены в стиле ренессанса. С XIX века эта часть дворца называется Швейцарский двор (немецкий Schweizertor). Такое название появилось при правлении Марии Терезии из-за швейцарской гвардии, охранявшей королевских особ. Из Ин дер Бурга в Швейцарский двор можно попасть через арку красного цвета, украшенную гербом и позолоченными надписями. Справа от входа во двор расположена лестница, ведущая в Императорскую капеллу. Экстерьер храма сочетает в себе элементы готики и барокко. Со времён Максимилиана I и по наши дни в нём выступает хор мальчиков (ну ясно, что уже не одно поколение). Под самой капеллой расположена сокровищница, в которой хранятся регалии Священной Римской империи и прочие ценности императорской династии. В небольшой двор между Национальной библиотекой и Старым замком выходит алтарная часть Императорской капеллы.
Минуя Альтебург мы оказались на небольшой площади Иосифа (немецкий Josefsplatz). Всадник на коне, возвышающийся посреди Йозефплатц, никто иной, как Иосиф II, в честь кого и названа площадь в 1807 году. А то, что он в тоге и с лаврушками на голове — так ничего удивительного, ведь Габсбурги считали себя потомками великих Римских императоров. Монумент выполнен по заказу Франца II, по образцу статуи императора Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме. Монумент с трёх строн окружён зданиями в стиле барокко, за спиной у всадника расположен государственный зал Национальной австрийской библиотеки. Примечательно, что здание было спроектировано, как концертный зал с великолепной акустикой. Справа к библиотеке примыкает так называемое «здание для развлечений» или редут (немецкий Redoutensale), в котором проводились балы, театральные представления и другие культурные мероприятия. Редут-зал был построен и включен в дворцовый комплекс в середине 18 столетия. Левое крыло библиотеки скрывает вход в Августинскую церковь (немецкий Augustinian Church). Построенная в XIV веке, как церковь при Августинском монастыре, к XVII веку она стала приходской церковью императорской семьи Габсбургов. Площадь Иосифа долгое время была скрыта от обывателей каменной стеной, которую разобрали по приказу императора Иосифа.
В северо-западном углу Йозефплатц распложено здание бывших императорских конюшен — Штальбург (немецкий Stallburg). Сооружение было построено в XVI веке, как резиденция для наследного принца Максимилиана. Из-за протестантских взглядов принца, его отец Фердинанд не хотел, чтобы сын жил с ним под одной крышей, поэтому Максимилиан проживал в Штальбурге. Позднее в резиденции размещалась коллекция склонного к искусствам Леопольда Вильгельма Австрийского (немецкий Leopold Wilhelm von Osterreich). Здание было перестроено в стиле ренессанс в 1729 году по указу Карла IV и использовалось уже в качестве императорских конюшен. В нём когда-то располагались около девятисот липпицианских лошадей. Сейчас в бывших императорских конюшнях размещается испанская школа верховой езды и конный музей. Следует отметить, что условиям содержания лошадей в этих конюшнях могут позавидовать многие люди. Нам даже удалось увидеть знаменитых скакунов во внутреннем дворе Штальбурга. Несмотря на то, что сооружение физически не связано с Хофбургом, оно является частью дворцового комплекса.
Направляясь на северо-запад, вдоль бывших императорских конюшен, мы попали на площадь Архангела Михаила (немецкий Michaelerplatz). Одноимённая часть Хофбурга выходит на площадь своим роскошным барочным фасадом. Автор проекта — австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (немецкий Johann Bernhard Fischer von Erlach) спроектировал здание в 1726 году. Михайловское крыло (немецкий Michaeiertrakt) должно было соединять зимнюю школу верховой езды с Имперской канцелярией. Возведение Михайловского дворца закончил Фердинанд Киршнер (немецкий Ferdinand Kirschner) в конце XIX века после того, как снесли старый Придворный театр (немецкий Burgtheater). Мне кажется, что эта часть Хофбурга наиболее впечатляющая.
Монументальный портал — Михаэлертор (немецкий Michaelertor), соединяющий площадь Архангела Михаила и Ин дер Бург, увенчан медным куполом 50-метровой высоты. Над входом в арку ангелы держат герб Австрийской империи.
С внутренней и внешней сторон Михайловские ворота «охраняют» скульптуры с мотивами подвигов Геркулеса, автор — Лоренцо Маттиелли (итальянский Lorenzo Mattielli). С двух сторон симметричного фасада установлены фонтаны, символизирующие власть Австрии на море и на суше. В центре Михайловской площади можно увидеть часть экспозиции Венского музея: руины древнеримского поселения. Возможно, именно с этого места и начала зарождаться Вена.
С Михайловской площади наша пешая прогулка продолжилась вдоль улицы Кольмаркт (немецкий Kohlmarkt), где расположены магазины известнейших мировых брендов одежды и ювелирных домов. Название улицы пошло ещё с XIV века, когда здесь шла торговля древесным углём, а название Kohlmarkt переводится, как угольный рынок.
С Кольмаркт мы свернули на самую известную улицу в Вене — Грабен (немецкий Graben), по-русски — канава или ров. Ров на месте улицы действительно был в составе оборонительной системы римского поселения, его засыпали во времена расширения границ города. Некогда даже была предпринята неудачная попытка сменить столь неподходящее для центральной улицы название. Пешеходный проспект Грабен так же, как и Кольмаркт изобилует магазинами известных брендов, кафе и ресторанами.
Если сильно не торопиться, то между фасадов зданий с бесчисленными магазинами, можно увидеть церковь Святого Петра (немецкий Peterskirche). Она расположена на одноимённой площади, примыкающей к Грабену.
Чуть дальше, посредине улицы возвышается колонна Святой Троицы или Чумной столб, установленный в 1693, в память о победе над чумой. Дойдя до собора Святого Стефана, являющегося одним из символов Вены, мы свернули в южном направлении. Через несколько минут оказались на одной из старейших площадей города Нойер-Маркт (немецкий Neuer Markt).
В центре площади установлен фонтан, в народе именуемый Доннербруннен (немецкий Donnerbrunnen) — по имени своего создателя австрийского скульптора Георга Рафаэля Доннера (Georg Raphael Donner). Настоящее его название — фонтан Провидение (немецкий Providentiabrunnen). Символом мудрости правления является статуя, расположенная в центре фонтана, а по четырем его углам — скульптуры, символизирующие притоки Дуная. Фонтан неоднократно переделывали, в зависимости он нравов горожан, но в итоге скульптуры «притоков Дуная», так и остались нагие, с отполированными любопытными туристами выступающими и не очень, частями тела.
Пройдя ещё пару кварталов, мы попали на одну из самых молодых площадей Вены — площади Гельмута Цилька (немецкий Helmut Zilk-Platz). История этого места трагична. До второй мировой войны здесь стоял дом, в подвалах которого располагалось бомбоубежище. В нём погибло около 300 мирных жителей после попадания авиационной бомбы «союзников» антигитлеровской коалиции. Сам дом решили не восстанавливать, а на его месте в 1988 году был воздвигнут мемориал «Против войны и фашизма». Композиция включает в себя несколько монументов. «Ворота власти» (немецкий Tor der Gewalt) изготовлены из мрамора, добытого узниками немецкого концлагеря. Небольшая скульптура «Старик в колючей проволоке» — память об унижении и гонении евреев. Мужская фигура, высеченная из мрамора, символизирует борьбу за свободу. Завершение композиции — каменная глыба — «Камень республик».
Сделав небольшую прогулку по центральным улицам Вены, мы опять вышли к Хофбургу, только с другой стороны. Несимметричную композицию габсбургской резиденции со стороны площади Гельмута Цилька замыкает галерея Альбертина (немецкий Albertina). В ней расположена одна из крупнейших коллекций графики в мире. Здесь экспонируется около миллиона гравюр и более 65000 предметов изобразительного искусства. Альбертина — некогда дворец Эмануэля Сильва-Таруки (Don Emanuel Teles da Silva Conde Tarouca), придворного строителя, с 1792 года принадлежавший уже эрцгерцогу Альберту (немецкий Albrecht), и позднее получивший его имя. Эрцгерцог был большим ценителем искусства и перевёз сюда из Брюсселя большую коллекцию графики. Дворец построен в первой половине XVII века на месте одного из последних участков укреплений Вены — бастионе Августинцев. Кстати, Альбертина и сейчас примыкает к Августинскому монастырю.
Практически возле каждого дворца имеется свой парк и Хофбург не исключение. Просторный зелёный уголок, окруженный Новым дворцом Хофбурга, Альбертиной и «Кольцом» — это Имперский сад (немецкий Burggarten). Парк был разбит по указанию императора Франца Иосифа на месте, взорванного в 1809 году наполеоновской армией, укрепления. Во времена правления Габсбургов парк могли посещать только члены императорской семьи. В 1919 году Имперский сад был открыт для всех желающих. Здесь можно увидеть скульптуру Моцарта, памятник Гёте и императору Францу I Стефану, а так же единственный монумент, посвященный императору Францу Иосифу I. Часть парка занимает Дом Бабочек или Пальмовый дом (немецкий Palmenhaus). Для бабочек созданы комфортные климатические условия, поэтому колония из полутысячи особей прекрасно себя чувствует среди тропических деревьев. Состоятельные туристы могут отобедать, посетив ресторан с одноимённым названием — Пальменхаус, расположенный под одной крышей с галереей. Мы же, ещё немного прогулявшись по центру, перекусили в другом, более демократичном заведении.
Ещё один дворцовый парк, примыкающий к площади Героев — Народный сад (немецкий Volksgarten). Поспособствовали его появлению опять же французы во главе с Наполеоном, разрушив фортификационные сооружения в 1809 году. К 1823 году здесь был разбит большой сад, для чего была позаимствована часть территории площади Баллхаусплатц (немецкий Ballhausplatz). Некоторое время здесь могла прогуливаться только элита, но к 1825 году Народный сад стал по-настоящему народным, его сделали общедоступным. Фольксгартен славится своими розами, здесь их более 3000 кустов, а сортов насчитывается около 400! Здесь есть и памятники: в северной части монумент из белого мрамора императрице Елизавете (красавице Сиси), в южной — Францу Грильпрацеру (немецкий Franz Grillparzer) — австрийскому поэту и драматургу. В центре парка выстроена уменьшенная копия греческого храма Тесея, где сейчас проходят выставки.
Рядом с Хофбургом расположен один из самых знаменитых европейских театров — Венская государственная опера. Этот театр является крупнейшим культурным центром Европы и одним из самых знаменитых театров в мире. Построенная в 18 столетии «Венская государственная опера» носила название «Венская придворная опера» и ей покровительствовала императорская чета Габсбургов вплоть до начала XX века. Признаться, экстерьер здания меня немного разочаровал. Представлялось какое-то нереально грандиозное сооружение. По мне, так Венгерский оперный театр — куда более впечатляющий, несмотря на то, что оба здания очень похожи. Ходили слухи, что император Франц Иосиф очень нелестно отзывался о Венском театре. А однажды побывав на представлении в венгерской опере, Иосиф был впечатлён красотой сооружения, вероятно, расстроен, что венский театр уступает по красоте и больше никогда её не посещал.
Хофбург — поистине грандиозное сооружение. Занимаемая им площадь около 25 гектаров, дворец является крупнейшим в Европе. Находясь здесь, сразу можно оценить всё былое могущество Габсбургской монархии. Вена — респектабельный и роскошный город, несмотря на это, современному туристу находиться в нём достаточно комфортно. Насыщенный день в Вене закончился проливным дождём, поэтому пришлось провести часть времени в магазинах.
координаты: 48.205230,16.364773
Спасибо за интересный и подробный рассказ о центре музыкальной Вены) как всегда, ждем фотографий и побольше))
Спасибо за интерес. Фотки будут немного позже.
Статья очень познавательная. Вена прекрасна! В таком великолепном городе мечтают побывать многие путешественники. Но я хочу поделиться мыслями по поводу своеобразного многократного захоронения (расчлененных императорских тел), принятого в династии Габсбургов. Скорее всего, это связано с тем, что давало возможность подданным, т.е. простому народу Австрии, иметь доступ к этим почетным захоронениям в нескольких местах. Очень продуманным был и придворный траурный ритуал, например, такой важный момент, как вход с телом умершего в склеп. Герольд похоронной процессии стучит в ворота, а монах с другой стороны двери задает вопрос: «Кто идет сюда?» Герольд начинает перечислять цветистый перечень титулов умершего представителя-Габсбурга. Монах отвечает: «Не знаю такого!» Это повторяется два раза. А на третий раз герольд не перечисляет титулов, а на вопрос монаха говорит: «Грешник… имярек!» В этом последнем диалоге заложен глубокий христианский смысл о бренности жизни и ничтожности гордыни человеческой.
Возможно и есть какой-то христианский смысл, но всё равно дикость. А внутренности вынимали, чтоб они не сгнили вместе с трупом, мало ли где Габсбург умер. Вдруг где-нибудь в Испании, пока его до Австрии довезут…