Староместская площадь — сердце Старого города, самая популярная и самая старая площадь Праги. Её появлению предшествовало образование рынка на пересечении торговых путей в X веке. Самое первое название, сохранившееся в анналах истории — это Большая площадь. Позднее площадь именовалась Старый рынок, Рынк, Староместский плац (на немецкий манер). Современное название у «Староместской агоры» появилось в 1895 году. Площадь была свидетелем многих исторических событий: войн, побед и поражений, коронаций, жестоких убийств и празднеств. Средневековое предназначение популярнейшего места Старого города — торговля, которое со временем перешло в традицию. В наши дни Староместская площадь — это место встреч и проведения городских ярмарок.
Несомненно, главной достопримечательностью площади является Староместская ратуша. Этот уникальный музей архитектурного и инженерного искусства строился в несколько этапов, начиная с XIV века. Не смотря на то, что официально Старый город был независимым уже в 1232 году, только 18 сентября 1338 года король Ян Люксембургский подписал указ, дарующий привилегию выстроить городскую ратушу.
Тогда же было выкуплено двухэтажное угловое здание у семейства Волфлинов (чешский Wölflinův) для нужд Совета и заложена Староместская ратуша. К дому Волфлинов примыкали лавки предпринимателей и ремесленников, убранные в процессе расширения ратуши. О готическом облике дома в наши дни напоминает богато украшенный портал, окно с гербами Праги и Чешского королевства и литером «W» (первая буква имени богемского короля Владислава II из династии Яггелонов).
В середине 14 столетия был выкуплен дом у лавочника Яна Кржижа (чешский Jan Kříž). Его фасад красного цвета украшает трёхсекционное окно в стиле раннего ренессанса, разделённое пилястрами с готическими навесами, появившееся в 1526 году. Латинская надпись в верхней части гласит «PRAGA CAPUT REGENTI», что означает «Прага глава королевства». Венчает окошко большой каменный герб Праги. 19 геральдических символов членов Совета образуют фриз дома.
В пристроенном третьем этаже располагается Малый зал, в котором был избран королём в 1458 году Йиржи из Подебрад. С 1871 года в здании проводятся свадебные мероприятия.
Староместская башня, построенная в 1364 году, так же является частью ратуши. Это было самое высокое сооружение города на момент постройки (69.5 м). Галерея в верхней части башни оборудована для караульного, который предупреждал о надвигающейся опасности, будь то неприятель или пожар. С 1927 года туда мог доставить лифт. Готическую призматическую постройку венчает долотообразная крыша, характерная для чешской архитектуры. Во второй этаж башни встроили часовню, освященную в 1381 году. Богато украшенный эркер готической капеллы, выходящий на площадь, дополнили статуями чешских покровителей в XVIII веке. В интерьере часовни встречаются любимые птички князя Вацлава — зимородки, как на Староместской башне Карлова моста. На галерее в наши дни вместо караульного толпятся туристы и созерцают они исключительно красоты Праги. На смотровую площадку можно подняться пешком. В самой башне вместо ступеней сооружены наклонные плиты. Для удобства туристов предусмотрен современный лифт, установленный на смену старого в 2000 году. Раритетный подъёмный механизм пережил даже бомбардировку и пожар, но в конце XX века всё-таки переехал в Национальный технический музей в качестве экспоната. На южной стороне башни имеется памятная табличка с благодарностью советским войскам, во главе с маршалом Коневым, освободившим Прагу от нацистов.
Изюминкой ратуши являются Пражские куранты или Пражский орлой (чешский Pražský orloj (латинский horologium – часы)). Они украшают южную часть башни с 1410 года. Для курантов был специально возведён каменный пристрой. Астрономические часы — уникальное изобретение имперского часовщика Микулаша Каданского (чешский Mikuláš z Kadaně) и астронома Яна Шинделема (чешский Jan Šindel). В 1490 году часовой механизм был усовершенствован с применением маятниковых механизмов Яном Рузе, более известным, как Хануш (чешский Hanuš z Růže). По легенде именно Хануш изобрёл оригинальный механизм часов, а для того, чтоб он больше не смог изготовить подобный шедевр, ему выкололи глаза. Долгое время именно Хануш считался истинным изобретателем курантов.
За время своего существования орлой несколько раз останавливался, его неоднократно ремонтировали и реставрировали. В результате чего были внесены изменения во внешний вид часов, механизм переместили из башни вниз пристроя, добавили несколько фигур и декор вокруг курантов. В начале XVIII века возникла угроза полного уничтожения уникального механического изобретения, но часы отстояли сотрудники Клементинума. В 1791 году над курантами добавили фигурки движущихся апостолов, появляющихся в двух окошках над часами.
Пражские куранты представляют собой сложную механическую систему, основным элементом которой являются астрономические часы — астролябия. Символ руки на стрелке и циферблат с римскими цифрами показывают центрально-европейское время. Это современное времяисчисление, появившееся на часах после реставрации в 1948 году. До этого момента чехи жили по старочешскому времени: большой циферблат со швабахерскими знаками (вращается в обе стороны) и символ руки на стрелке. Арабские цифры, расположенные по кругу ниже римских, неподвижный фон с изогнутыми линиями — предназначены для определения вавилонского времени, час которого зимой короче, чем летом. Небольшое кольцо внутри часов, со знаками зодиака по кругу, со смещённым геометрическим центром, стрелка с луной и солнцем (двигаются не только по окружности, но и от центра к краю диска) позволяют определить в каком знаке находятся небесные тела, фазу луны, примерную дату. Минутной стрелки на часах нет. Астролябию по кругу «охраняют» различные животные — творение Петра Парлержа (чешский Petr Parléř). По бокам астрономических часов расположены движущиеся фигуры. Каждый час аллегория смерти, в виде человеческого скелета, дёргает за верёвку с колокольчиком, чем запускает движение 12 апостолов в открывающихся окошках (на эти фигурки можно полюбоваться из внутренних помещений башни). Одновременно другие фигурки по обеим сторонам курантов, символизирующие тщеславие, наслаждение, скупость, «мотают» головами. Небольшой спектакль, кукарекая, завершает золотой петух, расположенный чуть выше между окошек, а наверху башни начинают звонить часы. Всё это, не иначе как, символизирует вечную борьбу добра и зла. Под курантами расположен календарный диск. Спроектировал его заново по сохранившимся чертежам XVII века Карл Яромир Эрбен (чешский Karel Jaromír Erben), а художественную роспись выполнил Йозеф Манес (чешский Josef Mánes) в 1866 году. Настоящий календарь — это уже не первая копия. Оригинал Манеса выставлен в Пражской Национальной галерее. Большой вращающийся диск является календарём, стрелка сверху указывает день недели и число. На внешнем диске календаря нанесены, числа и латинские буквы, христианские праздники и имена святых; если шрифт красный, то день выходной. На самом большом кольце внешнего диска напечатаны слоги для мнемонического запоминания христианских праздников — цисиоян (латинский cisiojan), используемых в Чехии в средние века. На внутреннем диске изображены знаки зодиака и картинки с мотивами из сельской жизни, символизирующие месяцы года, а в самом центре, на неподвижном диске — герб Праги. Календарь обрамлён растительным орнаментом. С левой стороны диска установлены деревянные аллегорические статуэтки философа, архангела Михаила, справой — астронома и летописца. Тяжело представить, как изготовили такое сложное механическое устройство. Даже описать принцип его работы — дело непростое. До Второй мировой войны часы заводили вручную, сейчас используется электропривод и автоматика.
Третий дом комплекса городской ратуши, принадлежавший меховых дел мастеру Микшу (чешский Mikš), перешёл в собственность Совета в 1458 году. Готический облик здания в 1879-1880 годах был перестроен в стиле неоренессанса. В центре фасада размещён герб Праги с надписью на чешском «PRAHA MATKA MĚST» — «Прага мать городов». Примерно в то же время был оборудован новый зал муниципального совета, с двумя большими окнами, который реконструировали в 1911 году.
Это помещение носит название Брожиков зал, по фамилии художника — автора двух больших полотен, расположенных на стенах помещения. Под выступами над окнами имеются надписи на латыни «DICNITATIS MEMORES AD OPTIMA INTENTI», означающие «Помнящие достоинства пытайтесь добиться лучшего».
В 1835 году ратуша была вновь расширена за счёт дома с названием «У Петуха» (чешский «U Kohouta»). Узкое здание совмещает в фасаде готику и ампир. У него сохранился романский зал начала 13 столетия на первом этаже, а на 2 и 3 этажах расположены позднеготические залы. Помещение третьего этажа называется Йиржиков зал, в нём установлен бюст короля Йиржи.
Дом «У Минуты» (чешский «U Minuty») стал входить в комплекс ратуши с 1896 и был соединён с домом «У Петуха». Здание построено, ориентировочно, в начале XV века в позднеготическом стиле. Спустя столетие дом реконструировали в стиле эпохи Возрождения и надстроили четвёртый этаж. До 1712 года на первом этаже сооружения размещалась аптека, а сам дом назывался «У Белого льва», о чём в наши дни напоминает каменная фигура животного на углу дома. Здесь когда-то продавался табак небольшими порциями, от этого происходит нынешнее название дома — «У Минуты» (фонетически преобразованное слово «мелкий»). В конце XIX века соседние здание и дом «У Минуты» хотели снести для расширения проезда. Однако решение было отложено. А когда в 1905 году на фасаде случайно обнаружили росписи сграффито, о сносе дома больше не упоминали. Ренессансная роспись датируется концом XVI началом XVII веков. Стены украшают изображения с мотивами из греческих мифов и библии, в люнетах под карнизом расположены образы монархов дома Габсбургов. Постройка в начале 20 столетия находилась в ветхом состоянии. Поэтому в 1937-1938 годах была проведена глубокая реставрация, несущие конструкции укрепили железо-бетоном, а фасады кирпичной кладкой.
Под большинством зданий Староместской ратуши сохранились остатки романских жилых домов. Во время обширной перестройки Старого города в 13 столетии уровень мостовой был повышен на 2-4 метра за счёт насыпи. На такую меру власти пошли для предотвращения затопления домов в результате наводнений, которые были не редкостью в те времена. Таким образом уровень мостовой доходил до вторых этажей романских построек.
Под ратушей сохранились эти романско-готические подвалы, доступные для туристов. Их посещение является частью экскурсии в ратушу. Нам посчастливилось прогуляться по таинственным подземным лабиринтам. Пожалуй, эти сооружения являются старейшими постройками Праги.
Во время Второй мировой войны в подвалах ратуши размещался чешский национальный Совет, а башня являлась ретранслятором чешского радио. В ходе антифашистского восстания в мае 1945 года, куранты и ратуша были сильно повреждены военной техникой оккупантов, после чего всё сооружение сильно пострадало от пожара. Было практически полностью уничтожено северное и часть восточного крыла ратуши. После войны куранты отремонтировали уже в 1948 году, а вот разрушенные части административного здания так и не восстановили. Небольшой фрагмент северной части ратуши ещё напоминает о строгом готическом фасаде здания. Последние два раза мне не повезло: часть ратуши была на реставрации.
В северо-западной части площади, где сейчас разбит небольшой сквер, до сноса в 1902 году возвышалось здание под названием Кренн Хаус. Средневековый дом изначально имел три этажа и с 1409 года принадлежал господину Нойгрюннеру, по фамилии которого и называлась постройка. В память о победе над шведами на Староместской площади в 1650 году был установлен Марианский столб, но его снесли в 1918 году противники власти Гасбургов. Эта колонна выполняла роль солнечных часов, по которым пражане определяли полдень (тень от колонны совпадала с пражским меридианом). Сейчас на её месте есть латунная отметка.
Храм Божьей Матери перед Тыном (Chrám Matky Boží před Týnem) — главный костёл Старого города и одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений Праги. История появления Тынского храма относится к XI веку. Тогда на его месте стояла романская церковь с больницей для купцов, гостивших в Тыне (чешский Týn). Тын — постоялый двор для приезжих купцов, укреплённый крепостными стенами (тыном) и рвом. Купцы облагались налогом называемым унгельт (немецкий ungelt) поэтому Тын ещё называют Унгельт.
В 1256 году романская церковь была перестроена в раннеготический костёл. Но его размеры вскоре перестали удовлетворять требованиям прихожан. Поэтому в XIV веке принято решение о строительстве нового большого готического храма, который и сегодня радует туристов и жителей города. Одним из зодчих Тынского костёла являлся Петр Парлерж (чешский Petr Parléř), известный по многим сооружениям как в Праге (Карлов мост, Староместская мостовая башня, собор Святого Вита), так и за её пределами. В 15 столетии строительство было прервано гуситскими войнами, а недостроенным храмом завладели сторонники Яна Гуса. Волнения закончились, а подготовленная для крыши древесина пошла на изготовление виселиц для сторонников церковных реформаторов.
Возведение костёла продолжили в 1450-х годах. Материал для кровли позаимствовали от не возведённых трибун несостоявшейся свадьбы французской принцессы и чешского короля. У храма появилась северная башня (с названием Ева) и фронтон, украшенный символом причастия — позолоченной чашей и статуей Йиржи. В 1626 году статую короля сменили на Богоматерь. С возведением в 1511 году южной башни (название — Адам) строительство храма было завершено. Если внимательно приглядеться, то видно, что ширина башен отличается, а разница составляет почти 1 метр.
В 1679 году, в результате удара молнии, в костёле произошёл пожар. После ремонта повреждённый готический свод сменили на более низкий барочный. Сейчас главная церковь Старого города имеет высоту 80 метров, длину 52 метра, центральный неф высотой 44 метра. В церкви захоронены известные церковные служители, деятели искусства и науки, военачальники, мятежники сословного восстания и простые жители Праги. Бытует легенда, что Тынский храм место захоронения сердца Йиржи из Подебрад, тело которого покоится в Пражском граде. В костёле размещён орган 1673 года — старейший в городе. Статуя «Тынская Мадонна», установленная в алтаре правого нефа относится к 1420 году. Интерьер с церковным убранством, алтарями, статуями и росписями являются шедеврами искусства эпох готики и барокко. Тынский храм — уникальный архитектурный пример изящно сочетающий в себе готику, ренессанс и барокко. Внутрь, к сожалению, мне ни разу не удалось попасть.
Как-то гуляя по пражскому району Голешовице (чешский Holešovice), мы наткнулись на костёл Святого Антония Падуанского. Неоготическая церковь показалась уж очень похожа на храм Девы Марии перед Тыном! Как оказалось, она действительно была построена по подобию главного староместского костёла.
Часть западного фасада Тынского храма скрыта за зданиями. Слева — бывший дом Тынской приходской школы с фреской «Вознесение девы Марии» на фасаде и ренессансным фронтоном, постройки XVI века. Справа — барочный четырёхэтажный Трчковский дом (чешский Trčkovský dům) с элементами неоклассицизма, названный так по фамилии хозяев. Барочная реконструкция постройки проводилась в 1770 году, черты неоклассицизма появились в XIX веке. Это здание ещё носит названия: Плеховский дом или дом «У Белого единорога» (чешский Pelechovský dům, «U bílého jednorožce»).
Один из старейших костёлов Старого города — это церковь Святого Николая (чешский kostel sv. Mikuláše). Расположен храм в западной части Староместской площади. Первоначально на месте Николаевской церкви стоял небольшой костёл, основанный в начале 13 столетия немецкими купцами. С 1635 года храм стал принадлежать православным бенедиктинским монахам. Бенедиктинцы заложили здесь монастырь и новую барочную церковь в 1723-1737 годах, сохранившуюся до наших дней. Автором проекта являлся чешский архитектор немецкого происхождения Килиан Игнац Динценхофер (чешский Kilián Ignác Dientzenhofer).
Но результате проведения религиозной реформы Иосифа II, здание церкви с 1787 года использовалось не по назначению, а другие постройки бенедиктинского монастыря снесли в 1898 году, в рамках реконструкции Еврейского города. С 1871 по 1914 годы храм принадлежал Русской православной церкви. Император Александр II подарил храму уникальную стеклянную люстру в форме короны, которая до сих пор украшает центральный неф. С 1920 года Николаевский костёл является главным храмом Гуситской церкви. Костёл венчает большой центральный купол посредине и две башни по краям. Симметричный южный фасад украшен пилястрами, барочной лепниной и статуями.
Одним из самых старых и необычных зданий в Праге является дом «У Каменного колокола» (чешский «U Kamenného zvonu»). Постройка считается уникальным примером готической дворцовой архитектуры. Зодчий сего изваяния неизвестен, как и точная дата постройки. В 1303 году произошёл пожар в Пражском граде и он стал временно непригоден для проживания. Поэтому во дворце, частью которого являлся дом «У Каменного колокола», временно проживал монарх Ян Люксембургский, а в 1316 году родился его сын, будущий император — Крал IV. Первое же документальное упоминание о существовании здания относится к 1363 году. Тогда дом принадлежал некому Хенслину Песольду. В последующие годы особняк множество раз менял владельцев. Новые хозяева проводили реконструкции по своему вкусу и кошельку. В 1685 году дом перестроили в стиле барокко, в результате были удалены все выступающие готические элементы фасада. В начале XX века уникальное архитектурное сооружение использовалось в качестве офисов и складов, в результате чего дом сильно обветшал. Во время очередного ремонта под барочной «скорлупой» обнаружили уникальный готический фасад. А после проведённой экспертизы было принято решение вернуть дому первоначальный готический облик. В период 1975–1987 годы была проведена трудоёмкая и скрупулёзная реставрация, для которой на Сатроместской площади соорудили камнерезную мастерскую. Часть оригинальных готических элементов, обнаруженных в подвале здания, использовали в восстановлении исторического облика. Барочную крышу заменили на оригинальную долотообразную с карнизом, только вместо дранки использовали шифер, а карниз изготовили из железобетона. Восстановили замурованные окна с готическими орнаментами и дом, как прежде, стал трёхэтажным. Провели реставрации в помещениях, где на втором и третьем этаже располагались часовни с деревянными полихромными потолками и фресками на стенах, восстановили винтовую лестницу. Реставрационные работы закончили в 1988 году и провели торжественное открытие дома с передачей его Пражской Национальной галерее. Откуда же взялся каменный колокол, в честь которого и назван особнячок? Существует легенда, что в этом доме некогда проживала Святая Людмила — бабушка Святого Вацлава. Мать Вацлава — Драгомира выступала против христианского воспитания своих детей и приказала убить набожную Людмилу. Тогда священник с помощью колокола, расположенного в этом же доме, призывал к битве с еретиками. Нынешняя каменная копия является напоминанием о победе христиан над язычниками. Есть версия, что некогда в доме располагался колокол, которым оповестили короля Яна Люксембургского о том, что тот может прибыть за Елизаветой — последней из рода Пржемысловичей, женится на ней и стать королём Богемии.
К дому «У Каменного колокола» с левой стороны примыкает дворец с фасадом в стиле рококо. Строительство было начато 1755 году по заказу Яна Гольча (чешский Jan Golč) и продолжалось 10 лет. Как и у многих зданий площади, в основе дворца лежат остатки романских и раннеготических построек, которые представляют особую историческую ценность. В 1768 году здание приобрёл Франтишек Кинский (чешский František Kinský) имя которого носит сегодня дворец. В 19 столетии поместье было расширено за счёт соседнего здания слева и здания, расположенного со стороны Тынской улицы, интерьеры были оформлены в стиле классицизма. Между двух фронтонов здания, выходящего на площадь, установили скульптуры (в наши дни — это копии). Кинским дворец принадлежал до 1945. С 1949 здание находится под управлением Национальной галереи.
Южную часть площади образует целый ряд мещанских домов. «Волна» разнообразных фасадов — как оттиск насыщенной истории Старого города.
Интересный архитектурный экземпляр — неоготический дом Шторха (чешский Štorchův dům). История постройки восходит к началу 15 столетия. В то время здание имело готический облик и именовалось «У Чёрной двери» или «У Каменной девы Марии» (из-за статуи, которая и сейчас украшает фасад). Издатель Александр Шторх-младший приобрёл особнячок на Староместской площади, и в 1896-1897 годы поручил провести его реконструкцию архитектору Фридриху Охману. Есть слух, что при проведении работ была обнаружена небольшая замурованная комната с мечом на столе, но эта информация официально не подтверждена. Дом имеет 6 этажей, один из которых мансардный. Эркер на втором этаже с небольшими каменными статуями венчает металлический остроконечный купол. Симметричный ступенчатый фронтон дома украшен гербами, фресками с изображением святых и небольшими готическими башенками по краям. Аисты, встречающиеся во фресках на фасаде и барельефах эркера — это символ рода Шторхов. На центральной части фасада изображён Святой Вацлав на белом коне, рядом с ним надпись на чешском языке: «Svatý Václav, vévoda českých zemí, pros se za nás», что означает: «Святой Вацлав, князь чешских земель, молись о нас». Чуть ниже чешские геральдические символы, большой герб Праги и изображения монахов — аллегория деятельности Шторхов. Росписи — работа чешского художника Миколаша Алеша (чешский Mikoláš Aleš). Многочисленные надписи, встречающиеся на доме говорят о принадлежности постройки Шторхам. В 1945 году дом был сильно повреждён пожаром, восстановили его спустя 3 года.
С западной стороны к дому Шторха примыкает дом «У каменного барашка» (чешский «U Kamenného beránka»). Появление готической постройки относится к середине XIV века. Название здания произошло от небольшого барельефа с изображением девушки и загадочного животного с одним рогом. По легенде, рога было два, но неуклюжий каменщик отломил один при падении. Дом получил портал в стиле раннего Возрождения в 1531 году (вероятно, творение придворного архитектора Бенедикта Рейта). В XVII веке особнячок стал выше за счёт надстройки ещё одного этажа и ренессансного фронтона. В доме с 1910 по 1911 годы читал лекции знаменитый учёный Альберт Эйнштейн, о чём гласит памятная табличка на фасаде. Именно здесь публика впервые услышала о знаменитой «теории относительности». В 1945 году этот дом, как и соседний, пострадал от пожара, но вскоре был отремонтирован.
Следующий образец в ряду разнообразных фасадов мещанских строений — дом «У Каменного стола» (чешский «U Kamenného stolu»). Готическое здание на этом месте возвышалось уже в XIV веке. В 1472 году постройкой владел Йиржи из Подебрад, по указу которого здесь был организован обмен валюты, поэтому постройка какое-то время именовалась «У Валюты» (чешский «U Měny»). В 1742 году дом реконструировали в стиле барокко и надстроили 2 этажа. Часть фасада между окон второго этажа украшает фреска с изображением Иоанна Милостивого.
Дом «У Лазаря» (чешский «U Lazara») — постройка в стиле классицизма. Как и многие дома Старого города, он имеет в основании романское сооружение XII века, являющуюся фундаментом для более позднего готического. Нынешний облик у дома появился в результате реконструкции, проведённой в конце 17 столетия. Балкон соорудили в 1803 году.
Угловой дом «У Золотого единорога» (чешский «U Zlatého jednorožce»), известный ещё как «У Белой лошади» (чешский «U Bílého koníčka») или «У Красной двери» (чешский «U červenýh dveří») так же имеет романский фундамент, на котором в 1496 году возвели готическое здание. Барочная реконструкция была проведена в первой половине XVIII века. Этот дом известен тем, что именно с него началась нумерация старых городских построек. В 1781 году здесь появился первый публичный читальный зал в Праге. А в 1848 году «У Золотого единорога» разместилась музыкальная школа, открытая чешским композитором Берджихом Сметаной (чешский Bedřich Smetana). Сейчас в здании размещается престижная художественная галерея «Арт-Прага».
Другой угловой дом улицы Железной, выходящей на площадь — «У Золотого верблюда» (чешский «U Zlatého velblouda»). Прямоугольный особняк в стиле классицизма был возведён на месте разрушенных готических построек в 1858 году. В течение XIX века здесь располагалась мастерская по ремонту Пражских курантов.
Справа к «Золотому верблюду» примыкает дом в стиле позднего барокко, возникший в результате объединения двух средневековых строений «У Золотой короны» (чешский «U Zlaté koruny») и «У Золотой лошади» (чешский «U Zlatého koníka»), проведенного в 1770 году. Большой урон постройке был нанесён пожаром в 1945 году. В порядок дом привели к 1952 году.
Изображения аистов, украшающие готический фасад дома с XIV века, дали название следующему особняку. «У Аистов» (чешский «U Čápů») подвергся первой перестройке в стиле ренессанса в конце XVI века. Фасад с двухэтажным фронтоном у дома появился в результате глубокой реконструкции 1689 года в стиле раннего барокко. Внутренние конструкции дома были сильно повреждены в ходе Второй мировой войны.
Первое упоминание о доме «У Красной лисы» (чешский «U Červené lišky») относится к 1401 году. Однако, романская жилая постройка находилась здесь и ранее. Строение перестраивалось в готическом стиле в 1508 и 1694 годах. Во время последней готической реконструкции на доме появился небольшой позолоченный барельеф Девы Марии. Барочные очертания: лепнину, пилястры, аркаду постройка приобрела в 19-20 столетиях. Интерьер дома так же был украшен барочной лепниной и росписью. В 1923 году был надстроен дополнительный этаж с пикообразной крышей, выделяющий строение среди соседних домов.
Соседствует с «Красной лисицей» «Синяя гусыня» (чешский «U Modré husy»). С незапамятных времён дом известен, как пивная и носил название «У Человечков» (U Človíčků) и «У Голубой звезды» (U Modré hvězdy). С XVI века здесь располагался популярный винный погребок «У Биндра» (чешский «U Bindrů»). Изначально романское здание, во второй половине 14 столетия было перестроено в готический трёхэтажный дом. Ренессансные своды на аркадах первого этажа — результат реконструкции 1546-1571 годов. Барочный фасад у здания появился по указанию будущего мэра Праги (проживающего тогда в этом доме) в XVIII веке.
Небольшой квартал, выходящий фасадами на Староместскую площадь замыкает Штепановский дом (чешский Shtepanovský dům), носящий имя своего владельца с 15 столетия. Первое романское здание было построено здесь 1170 — 1200 годах и называлось «На Камнях» (чешский «Na Kamenci»). Во второй половине XIV века последовали готические изменения в архитектуре постройки, часть которых сохранилась до наших дней (аркады и портал на первом этаже). В начале 16 столетия экстерьер приобрёл черты ренессанса. Современный барочный фасад у дома появился в XVII веке.
Угловой дом «У Вола» (чешский «U Vola») — первоначально готическая постройка, в средневековье неоднократно подвергавшаяся перестройкам. Название произошло от фамилии владельца Охса (чешский Оchs) в 15 столетии. Позднее здание носило название «У Белого льва» (чешский «U Bílého lva») и «У Смертошов» (чешский «U Smertošů») — по фамилии следующих владельцев. В 1609 году дом был перестроен в стиле эпохи Возрождения, а в 1740 году провели большую реконструкцию в барочном стиле, сохранившуюся до сих пор. Каменная копия статуи святого Иосифа, расположенная на углу дома, — работа чешского скульптора Лазара Видеманна (чешский Lazar Widemann) 1750 года. Постройка соединена двумя арками со Штепановским домом.
Здание, примыкающее справа к дому «У Вола» раньше являлось частью монастыря Святого Михаила и имело готический облик. В 15 столетии дом носил название «У Кристофера» (чешский «U Kryštofa»), о чем свидетельствует историческая запись 1462 года. В настоящее время строение называется Вилимковский дом (чешский Vilímkovský) и имеет барочный фасад реконструкции XVIII века. Первый этаж выполнен в стиле эпохи Возрождения в первой половине XVII века.
Южную часть Сатроместской площади замыкает дом «У Чёрного ангела» (чешский U Černého anděla), носящий так же название «У Золотого ангела». Здание построено на месте готической часовни начала XV века. С 1594 года на месте капеллы уже стоял жилой дом. Как и соседнее здание, оно так же являлось частью монастыря. Барочная реконструкция постройки была проведена в XVIII веке. В 1887 году дом расширили и дополнили мансардным этажом. После реформ Иосифа II небольшая улочка, ведущая к костёлу Святого Михаила с левой стороны, была застроена. Угол дома украшает статуя Святого Флориана, выполненная из песчаника.
Северную сторону площади образует несколько зданий — результат процесса ассенизации, в основном постройки конца XIX века. Угловой дом, часть которого выходит на улицу Парижскую, возвели на месте двух барочных зданий в 1895-1897 годах. Архитектор проекта Отакар Матерна (чешский Otakar Maternа). Декор постройки напоминает снесённые барочные дома — таково было требование властей. Фасады украшены аллегорическими статуями работы известных чешских мастеров, угловой эркер поддерживают две каменные фигуры атлантов. В юности в этом доме проживал известный писатель Франц Кафка. в 1945 году дом был повреждён, но вскоре после войны восстановлен.
Соседнее здание построено в 1899-1901 годах на месте двух снесённых. Более узкая часть представляет собой точную копию оригинального барочного дома, носившего название «У Золотой звезды». Портал левой части здания выполнен из красного мрамора, украшен пилястрами и нишами с аллегорическими статуями. На крыше, по бокам фронтона со статуей, замерли два каменных льва. Вход в правую часть дома оформлен роскошным каменным порталом с колоннами, кованной решёткой, каменными бюстами (мужской — олицетворяющий огонь, женский — воду), небольшими статуями и гербом Праги посредине. Третий этаж оборудован эркером с балконом, окна обрамлены барочной лепниной, барельефами путти и масками. Центральное окно четвёртого этажа венчает герб Праги с короной и гирляндами, поддерживаемые путти. Фронтон дома выложен цветной мозаикой с изображением мифической Либуше. По бокам фронтона установлены скульптуры «Тушение пожара» и «Зов о помощи». Этот дом интересен тем, что декор необарокко здесь дополнен элементами сецессиона.
Старейшая постройка, сохранившееся от первоначальной застройки северной части Староместской площади — здание бывшего монастыря Пауланцев (чешский klášter Paulánů). До постройки обители здесь находилось несколько зданий, относящиеся к романскому периоду, в одном из которых проживал Вацлав IV. Монастырь был основан в 1626 году и упразднён в 1784. Здание, выходящее фасадом на площадь относится к 1684 году. Скульптурами постройку украсили в 1969 году. В нише фронтона установлена статуя святого Франциска из Паулы, а сверху святого Сальвадора. С 1784 года здание принадлежало монетному двору, а в 1872 году дом выкупили городские власти.
Памятник национальному чешскому герою Яну Гусу украшает северную часть площади. Монумент изготовлен скульптором Ладиславом Шалоуном и открыт к 500-летию казни Гуса в 1915 году. Бронзовая скульптурная группа представлена изваянием Яна Гуса и его последователей, установленных на гранитном постаменте.
В настоящее время Староместская площадь — это пешеходная зона размером в более 9 тысяч квадратных метров. В 1960 году с неё демонтировали трамвайные пути. В 1967 прекращено курсирование городского транспорта между улиц Парижской и Целетной. С 1962 года Староместская площадь является национальным памятником культуры Чешской республики.
Для меня, как и для большинства туристов, Староместская площадь — неотъемлемый символ чешской столицы, часть образа волшебной, сказочной Праги.