Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли. Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе. Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни — иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов: Калашникова, Мартынова и мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом утвердили Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённой обители. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе, были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь устроили торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь переименовали в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый.»
На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре постоянно росло. Так к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. По началу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь занимались земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре существовала богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века при монастыре открыли училище, в основном для детей духовенства.
С 1914-1917 годы в цитадели разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек.
После октябрьского переворота в стране, обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии. В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь закрыли, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году власти официально заявили о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь, здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря передали военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожане Собора Александра Невского и Успенской церкви образовали Тихвинскую религиозную общину. В 1926 году военное командование приняло решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда его окончательно закрыли. Через какое-то время уничтожили монастырское кладбище, вместе с надгробными памятниками (некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства). Спустя некоторое время, военных, занимавших помещения уже бывшего монастыря перевезли в казармы, а вместо них здесь расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского передали краеведческому музею (я даже припоминаю, как посещал этот музей в 80-ых годах прошлого века, посредине музейной экспозиции стоял огромный скелет какого-то ископаемого животного, вроде мамонта).С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор освободили от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви.
Успенская церковь.
Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложили её на месте старой деревянной 16 мая 1778 года. Успенская церковь являлась кладбищенской. Главный предел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освятили храм 31 мая 1882 года и церковные службы в нём шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей его закрыли. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. В настоящее время начато восстановление.
Всехсвятская церковь.
На месте этого храма располагались могилы почитаемых местными жителями блаженных Андрея и Василия. Позже здесь возвели часовню, которая с 1817 по 1822 годы перестроили в однопрестольную церковь. В конце века её разобрали. А в 1900 году на средства М.И. Иванова храм заново отстроили в новом облике. Примечательно, что церковь не имеет колокольни и это единственное религиозное сооружение на территории города в византийском стиле. Здание храма соединялось с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек.
Скорбященская церковь.
Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» или Скорбященскую церковь заложили в 1823 году, освятили 22 ноября 1832 года. Здание храма пристроили с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время храм с кельями полностью восстановлен.
Введенская церковь.
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. (Вторая и третья фотографии более поздние, на церкви уже нет надстройки, начата реставрация). До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка.
Свято-Феодосиевская церковь.
Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её начато в 1823 году, освящена в 1866. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся.
Собор Александра Невского.
Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм заложили 22 августа 181 года купцами Калашниковым, Мартыновым и мещаниным Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, собор пришлось расширить. Первым архитектором храма, возможно являлся небезызвестный М.П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма освятили в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. О судьбе Александровского собора в советское время я писал выше. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним. Но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.
Часовня Спаса Преображения у Странноприимного дома.
Часовню построили около 1820 года. Со стороны Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) к ней пристроена келья. Со стороны улицы Уктусской (ныне улица 8-го Марта) к часовне пристроен двухэтажный дом — гостиница для паломников. После закрытия монастыря здание часовни утратило купол и крест. Некоторое время в помещениях странноприимного дома и часовни располагался продуктовый магазин. После чего какое-то время здесь жил русский путешественник и исследователь Г.Е. Грумм-Гржимайло, а в годы второй мировой войны корреспондент и писательница А.А. Караваева. В годы перестройки дом освободили от жильцов и разместили институт философии и права, а в помещении самой часовни и на втором этаже оборудовали кабинеты администрации.
Восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря продолжается, часть реставрации проведена на средства прихожан, часть финансирования идёт из федерального бюджета. Судя по богатейшему внешнему и внутреннему убранству собора: потрясающие внутренние росписи, замысловатые резные узоры на входных дверях и рамах окон, мрамор, привезённый из Италии, уникальный крест главного купола собора, светящийся ночью, золочёные купола и капители, на ремонт тратятся колоссальные средства.
Епархиальное училище.
В настоящее время в здании епархиального училища расположен Екатеринбургский монтажный колледж. Новое здание училища — ныне второе здание Горного университета. В одной из учебных аудиторий ВУЗа, в которых я некогда проходил курс начертательной геометрии, на тот момент виднелись фрески на сводах. Это домовая церковь Святой Великомученицы Екатерины, освященная 10 января 1916 года. Честь и хвала ректору Горного университета — Николаю Петровичу Косареву: отдавай дань традициям, он вернул церкви исторический облик. Купол на храм установили на столетие первого высшего заведения на Урале в 2014 году. Под руководством Косарева так же восстановили «Храм Горняков» или церковь во имя святителя Николая Чудотворца, об этом я расскажу в другой статье.
Монастырю также принадлежит подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в микрорайоне Елизавет. Часовня Александра Невского, находящаяся в Дендрологическом парке, построенная в 1890, также передана в ведение Ново-Тихвинского монастыря. Ново-Тихвинскую обитель в 1824 году посетил сам император Александр I, в 1848 году — наследник престола Александр II, а в 1914 — княгиня Елизавета Фёдоровна.
В статье использовались материалы из книги С.И. Ворошилина «Храмы Екатеринбурга».
координаты: 56.822608,60.599080
Надеемся на новые фото 🙂 как всегда интересный текст и отличные фотки!
Спасибо, Олеся! Фотки обязательно будут.
Спасибо автору за статью и шикарные фотографии. Каждое поколение ищет свой путь к духовности, но ничего хорошего не получается, когда люди разрушают то лучшее, что создано предками и должно быть бережно хранимым. Один только этот абзац говорит о том, какое огромное значение имел этот монастырь: «…По началу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, … Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет)… При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. … было открыто училище,… разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек…» А что потом? А потом расстрелы и запустение. Бога свергнуть пытались, коммунизм построить. Сколько монашества убили, сколько церквей в стойла скотские превратили. Хотели изменить природу человеческую, да только она через страх и жестокость не меняется, эту природу воспитывать нужно, холить, лелеять, детям внушать с детства высокую мораль, культуру, понятия о добре и зле, о Родине и Боге. Хорошо, если мы с этого дна поднимемся и первый шаг на этом пути — это раскаяние в ошибках прошлого и попытка исправить совершенное зло. Спасибо еще раз за все твои статьи и извини за длинный коммент. Буду считать его сводным ко всем твоим постам:)
Согласен. Советская власть в смутные времена, вероятно, не терпела, а возможно просто боялась власти церкви, до переворота церковь имела большое влияние.