Пражский Град — крупнейший замковый комплекс Чешского государства. Он является одним из самых значимых и самых посещаемых архитектурно-исторических памятников республики.
Старейшие документальные свидетельства и проведённые археологические исследования на территории современного замка, позволяют предположить, что Град заложили около 870 года. Основателем цитадели является первый представитель славянской династии Пржемысловичей — князь Борживой. В раннее средневековье замок представлял из себя небольшой форт, защищённый рвом и валом из глины и камней. Церковь Девы Марии — первое каменное сооружение замка, обнесённое крепостной стеной. Начиная с X века Пражский Град стал резиденцией не только правителей, князей и королей, но и высшего духовного лица государства — пражского епископа. Церковь Святого Вита — стала главным храмом страны с XI века. Период правления короля, а затем императора Священной Римской Империи Карла IV — время процветания Града. Тогда замок впервые стал официальной императорской резиденцией. Цитадель подвергли значительной реконструкции и усилили фортификационные сооружения. Церковь Святого Вита начали перестраивать по образцу французских готических соборов. Сын Карла — Вацлав продолжил строительство императорской резиденции. Во время Гуситских войн замок был заброшен на несколько десятилетий и пришёл в запущение. Этап возрождения крепости начался с 1483 года, с приходом правителя из династии Ягеллонов, когда Град вновь стал королевской резиденцией. Очередной виток модернизации оборонительных сооружений замка проводился зодчим немецкого происхождения Бенедиктом Ридом. В этот период у Пражского Града с северной стороны появились башенки: Пороховая «Мигулка», Белая и Далиборка. Рид перестроил королевский дворец. При Габсбургах, восседавших в Граде после Ягеллонов, началась реконструкция замка в стиле эпохи Возрождения. В XVI веке за крепостной стеной, на месте виноградников, разбили Королевский парк, где возвели Летний дворец королевы Анны (Бельведер), зал для игры в мяч, Львиный двор, оранжерею. Вообще парк представлял собой скорее дендрологический сад с коллекцией деревьев, преимущественно не произрастающих на территории центральной Европы. Представители знатных чешских династий Рожмберков и Лобковицов построили рядом два одноимённых дворца в восточной части замка в XVI веке. Во второй половине XVI века в крепости на постоянной основе поселился Рудольф II. Он продолжил облагораживать королевскую резиденцию и внёс большой вклад в ренессансный образ Града. При нём было возведено северное крыло дворца с Испанским залом, предназначавшимся для размещения художественных ценностей и произведений искусства личной императорской коллекции. В 1618 году произошла дефенестрация, положившая начало Чешскому восстанию и затяжному периоду войн. При осаде Праги шведами в 1648 году, замок основательно «потрепали» и разграбили. К XVIII веку правящая элита Империи окончательно обосновалась в Вене, а Пражский Град пришёл в упадок. Казалось, что «архитектурная жемчужина» Чехии канет в небытие. Однако вошедшая на престол в середине XVIII века Мария-Терезия затеяла масштабную реконструкцию цитадели. Николаусу Пакасси — австрийскому зодчему, было поручено привести архитектурный облик Града к единому образу барокко. Он возвёл курдонёр со стороны Градчан и обновил дворец Рожмберков, на площадях которого разместился «Институт благородных девиц». Сын Марии — Фердинанд, отрёкшийся от престола в 1848, поселился в замке, где и провёл остаток жизни. При его правлении в Граде перестроили часовню Святого Креста, привели в порядок Испанский зал и галерею Рудольфа во II дворе замка. Со времени образования Первой Чехословацкой республики в 1918 Пражский Град стал резиденцией главы нового государства. Словенский архитектор Йосип Плечник в 1920 году провёл работы по реконструкции Королевского двора и парков замка. Во время оккупации республики нацистской Германией Град не пострадал. Здесь прошла вынужденная передача власти Адольфу Гитлеру. Последний провёл ночь в замке. Рейнхард Гейдрих (обергруппенфюрер СС) выбрал замок в качестве штаб-квартиры. По слухам, он примерял чешскую корону. Согласно легенде, узурпатор, примеривший королевские регалии, обречён на смерть. Менее, чем через год на него было совершено покушение и он скончался от полученных ран. После восстановления законной власти в Чехословакии, на территории Града размещалось коммунистическое правительство. После образования Чешской республики замок стал резиденцией президента. До сих пор продолжаются работы по сохранению и улучшению замкового комплекса. Сам Пражский Град доступен для посещения всем желающим. Вход в замок бесплатный.
Для туристов достопримечательность открыта с 6 утра. Нам хотелось хоть какое-то время спокойно прогуляться по замку, поэтому в 6 с небольшим мы уже проходили контроль на входе в IV двор Града. Серьёзные люди в форме вежливо предложили пройти через рамку металлодетектора и мы оказались на территории крепости. Большую часть IV двора занимает сад «На бастионе».
Слева в арке, ведущей из IV двора замка во II, можно увидеть руины первой каменной постройки Града — церковь Богоматери. Капеллу предположительно возвели в 884 году. В 11 столетии церковь значительно пострадала от пожара. После восстановления храм принимал прихожан вплоть до XIII века, когда вновь был разрушен. С тех пор костёл находится в руинах. По сохранившимся частям религиозного сооружения можно судить о его прямоугольном нефе и полукруглой апсиде. В ходе археологических раскопок возле церкви были обнаружены остатки захоронения княжеской династии Пржемысловичей.
II двор замка образован зданиями Нового королевского дворца, датируемого первой половиной 16 столетия. В центре двора расположен барочный фонтан, носящий имя автора Кохла и ренессансный колодец. Примыкающая с 1763 года к дворцу часовня Святого Креста некогда являлась сокровищницей собора Святого Вита. Часовню, как и дворец строили по проекту придворного венского архитектора, с итальянскими корнями, Николауса Пакасси. Первоначально барочный фасад был дополнен классическими элементами и нишами со статуями святых Петра и Павла. На месте капеллы в XIV веке располагалась кухня, где готовили яства по случаю коронации Карла IV. В настоящее время Новый дворец — резиденция президента Чешской республики. Роскошные залы дворца используются для государственных приёмов и встреч. Попасть в цитадель можно так же через I двор замка. Эта часть появилась в 1769 году на месте большого рва. Над архитектурным обликом, вероятно под впечатлением от венских дворцов, трудился всё тот же Пакасси. Кованный забор с позолоченными декоративными деталями стерегут статуи Титанов — работы придворного венского скульптора Игнаца Плацера. Переход из I во II двор замка оборудован воротами Матиаша — некогда отдельно стоящим сооружением, но после реконструкции ставшим частью дворцовых построек. Обычно эта сторона Града принимает на себя основные толпы туристов.
Наша скромная туристическая группа неспеша перешла в III двор Пражского Града, образованного Старым и Новым королевскими дворцами с западной и юго-западной сторон, служебными и оборонительными сооружениями с северной стороны. Здесь доминантой является Собор Свтятого Вита. Основанием главного замкового собора можно считать 929 год, когда здесь выстроили романскую часовню. Правящему в то время в Богемии Вацлаву I, германский король передал часть мощей (кисть руки) Святого Вита. Богемский монарх, желая облегчить обращение своего народа в христианскую веру, выбрал в качестве святого покровителя храма христианского святого потому, что его имя было созвучно с одним славянских языческих богов — Световидом. Совпадение ли? В 935 году в церквушке был похоронен и сам Вацлав.
В 973 году основали Пражское епископство. Тогда же князь Спытигнев II принял решение о перестройке небольшой церкви в более просторный трёхнефный храм. В новую базилику переехали накопленные сокровища и мощи Святого Вита и Святого Вацлава (к тому времени Вацлав был уже канонизирован). В трансепт нового храма вошла часть старой церкви, поскольку именно в этом месте покоился Вацлав. Архитектурный стиль был выдержан в аскетичном романском стиле.
Начтоящий готический собор заложил Ян Люксембургский 21 ноября 1344 года. Главным зодчим являлся француз Матьё Аррасский. Именно он является автором проекта собора в стиле поздней французской готики. Строительство святыни с перерывами продолжалось вплоть до 30 годов XX века. Дело отца продолжил сын Карл IV. По его замыслу собор должен стать местом коронаций, хранения королевских регалий и семейным склепом. После смерти Матьё в 1352 году его место занял известный чешский архитектор Петр Парлерж. Он внёс изменения в первоначальный проект в соответствии о личными представлениями об готической архитектуре и некоторые более современные технические решения. Большое внимание он уделял декору и архитектурной скульптуре. Строительство велось долго, поскольку Петер вёл ещё несколько проектов в Праге и за её пределами, в частности, возводил Карлов мост. В 1399 Парлерж тоже отошёл в «мир иной». Приемниками строительства стали его двое сыновей и один сотрудник мастерской. При новой группе архитекторов достроили трансепт, большую башню с южной стороны и фронтон (именуемый «Золотые ворота» с мозаикой, изображающей Страшный суд), через которые двигались коронационные процессии. Мозаика создана в 1370-1371 годах, авторы не известны. Выполнен шедевр более чем из миллиона кусочков мрамора и стекла, в которых используется более 30 цветовых оттенков. Строительство собора было прервано Гуситскими войнами, охватившие Чехию в середине XV века. В результате иконоборчества уничтожили множество картин, скульптур, и архитектурную мастерскую. Сильно «потрепал» храм чудовищный пожар, случившийся в Малой Стране в 1541 году.
На протяжении нескольких веков собор стоял недостроенным. Попытки продолжить работу над сооружением были безуспешны из-за нехватки финансирования. Южную башню достроили только в 1560-1562 годах.
Готический облик постройки Пакасси разбавил элементами ренессанса и барокко в период 1753-1775 годы. На галерею в стиле ренессанса, расположенную на высоте 56 метров, водрузили барочный купол с позолоченным львом. В итоге высота башни составила 96,5 м.
В 1844 году чешский каноник Вацлав Пешина и Йозеф Краннер на съезде архитекторов представили программу по завершению строительства главного храма Праги. В этом же году было создано общество «Союз за достройку Собора Святого Вита в Праге». Работы, которыми руководил Краннер, заключались в ремонте и приведению фасада сооружения в соответствие его основному стилистическому облику. В 1870 году заложили новый неф, но Краннер не дожил до завершения строительства. Его преемником являлся Йозев Мокер, который спроектировал западный фасад с двумя башнями, соответствуя принципам готической храмовой архитектуры. Ещё несколько творческих личностей участвовали в достройке и декорировании собора, в их числе Альфонс Муха и Франтишек Кисела.
Спустя почти 600 лет в 1929 году строительство Собора Святого Вита наконец завершили.
Храм является захоронением многих известных личностей, в числе которых Пржемысл Отакар I и II, Бржетислав II, Борживой II и др.; монархи, относящиеся к Габсбургской династии: Рудольф I, Карл IV, Фердинанд I, и др., чешский король Иржи Подебрад. Знаменитый пражский зодчий Петр Парлерж так же покоится в Соборе Святого Вита.
Особое внимание заслуживает богато украшенная капелла Святого Вацлава, в которой хранятся мощи покровителя Чехии. Автором являлся Парлерж со своим племянником. Стены часовни украшены более чем 1300 полудрагоценных камней и росписями изображающими страсти Христовы и сцены из жизни Вацлава. На алтаре возвышается статуя Святого Вацлава. В углу часовни имеется дверь, ведущая в комнату с драгоценностями Чешской короны. Сокровища демонстрируются публике раз в 8 лет. Останки самого главного чешского святого покоятся в каменной гробнице на небольшом постаменте.
В соборе установлено 2 органа. Верхний барочный орган — это муляж инструмента 1765 года. Оригинал был утерян при перевозке в начале XX века. Нижний орган — в неоклассическом стиле построил Йозеф Мельцель в 1929-1931 годах. Он имеет весьма скромные размеры для просторного помещения храма. В собор можно попасть с полудня, но к этому времени собирается огромная очередь. Мы решили не терять время, а сходить на галерею колокольни. Проход оказался платный — в районе 150 крон. Чтоб добраться на смотровую площадку, нужно преодолеть 287 каменных ступеней винтовой лестницы. Но это того стоит, виды открываются потрясающие на Малу Страну и на сам Град с высоты 55 метров. Чуть ниже галереи расположен циферблат, отсчитывающий только часы, чуть ниже еще один хронограф, показывающий минуты. Соседствует с собором Старый дом епископа — первая резиденция пражских епископов. Первоначально романская постройка, относящаяся к XI веку, перестроенная в стиле раннего барокко 1662 году. О романском облике еще напоминает замурованное окно на восточном фасаде. С угла дом украшает статуя Святого Вацлава. Рядом с домом на постаменте оборудован фонтан в виде Святого Георгия, убивающего копьём змея. Это копия, оригинал находится в Лапидарии.
Справа от входа в III двор замка расположено здание Нового королевского дворца, где размещается канцелярия президента республики. Новый дворец большую часть времени закрыт для посещений. Исключение составляют два дня в году: день освобождения от фашизма и день основания Чешской республики. Новый королевский дворец — творение Пакасси, где он постарался объединить несколько строений замка в едином архитектурном стиле барокко. Комплекс зданий Старой королевской резиденции включает в себя Владиславский зал, крыло Людовика и костёл Всех Святых. Владиславксий зал — важнейшее государственное представительское помещением республики. На момент постройки он являлся самым большим сводчатым залом в Европе. Начиная с X века и почти 6 столетий здесь восседали чешские монархи. В нём проводили коронации и даже рыцарские турниры, а в наши дни проходят инаугурации. Церковь Всех Святых — королевская (придворная) капелла. Когда-то это было отдельное строение в романском стиле. С течением веков, костёл стал частью дворца полностью потеряв первоначальный облик. Крыло Людовика названо в честь сына князя Владислава II и считается первым зданием в Праге, выполненным в стиле эпохи Возрождения. Старый дворец открыт для посещений, но не входит в бесплатный маршрут по Граду. Мы прошлись по Владиславскому залу, залу заседаний сейма с троном, канцелярии Земных досок, посетили другие, доступные для туристов помещения дворца. Даже несмотря на то, что настоящая обстановка монаршей резиденции — это итог многочисленных перестроек и реставраций, в результате которой была утеряна большая часть декора, мы прониклись атмосферой эпохи королей и рыцарей, блестящих побед и досадных поражений, заговоров и интриг. Дух той эпохи в полной мере позволяют ощутить позднеготические интерьеры королевского дворца, лепестковые своды залов, высокие окна, картины (в основном с изображением представителей династии Габсбургов), гербы знатных династий.
С северной стороны III двор замка образуют фортификационные сооружения и одна из оборонительных башен Града — Пороховая башня, нависающая над Оленьим рвом. Кстати, Олений ров, идущий вдоль северного бастиона замка — природное творение. Ров разделяет на две части Пороховой мост, построенный в средние века. Попасть на другую торону оврага можно по небольшому тоннелю с подсветкой. Пороховую башню построил в XV веке Бенедикт Рид, как часть укреплений северной части Града. Есть информация, что уже в XIII веке на этом месте возвышалась аналогичная постройка, кто и когда её возвёл неизвестно. Современное каменное цилиндрическое сооружение с конусообразной крышей в высоту составляет 44 м, в диаметре 20 м. Башня имеет 4 этажа разной высоты и несколько подвальных помещений. В разное время постройка использовалось в качестве склада оружия, местом проведения опытов алхимиков, колокольной мастерской и местом проживания священников собора Святого Вита. Бойницы, оборудованные в башне под разные виды оружия, так никогда и не использовались по назначению. В конце XVI века сооружение уничтожил пожар, а в середине XVII века внутри сдетанировали боеприпасы. Настоящая Мигулка это результат реставрации 1982 года. Своё новое название башня получила уже в XIX веке за сходство с рыбой миногой, что по-чешски звучит, как «мигулка». Башня встроена в стену м-образными зубьями (как у бастиона Московского Кремля) и двумя рядами бойниц под пушки и более легкие виды оружия. Сейчас Пороховая башня — музей, где организованы экспозиции военной истории и средневековых ремесленных искусств. Во дворе Мигулки в стену встроены солнечные часы оригинальной конструкции.
Восточную часть Пражского Града образует комплекс зданий монастыря и базилики Святого Георгия, Златы улочки, дворца Рожмберков, Лобковицкого дворца и Верховного бургграфства. Базилика Св. Георгия основана в 920 году и расширена при появления одноимённого аббатства в 973 году. Церковь является одной из старейших романских построек в Праге. Архитектура базилики представляет симбиоз романской архитектуры и архитектуры раннего барокко. Настоящий облик храма появился после пожара в 1142 году. Тогда с востока к боковым приделам пристроили две романские башни, высотой 41 м. Южная башня — более широкая, называется «Адам», северная — более узкая — «Ева». Примечательно, что последняя имеет небольшой наклон (вероятно, из-за ошибки при строительстве) с разницей в 40 см. В первой половине XIII века к базилике пристроили готическую часовню святой Людмилы, в которой и по сей день покоится прах мученицы. Сохранился уникальный южный портал церкви, украшенный впечатляющим барельефом с изображением Святого Георгия и змея. Фасад Георгиевской церкви выполнен в стиле раннего барокко итальянским зодчим Франческо Каратти в XVII веке, а над декоративными элементами трудилась целая группа местных мастеров. Георгиевская церковь до середины XI века являлась усыпальницей династии Пржемысловичей, пока не построили церковь Святого Вита. Часовню Святого Яна Непомуцкого 1717-1722 годов пристроили с южной стороны базилики в стиле раннего барокко, повторяющим фасад Георгиевской церкви. Монастырь Святого Георгия основан в 976 году Болеславом II. Его сестра Млада ездила в Рим в 973 году, на аудиенцию к Папе, где получила одобрение на основание Пражского епископства. Она и стала первой настоятельницей первой чешской обители. Монастырь все времена пользовался покровительством монархов и имел исключительное положение среди подобных учреждений в государстве. Георгиевский монастырь являлся одним из самых богатых и влиятельных на территории Богемии вплоть до начала Гуситских войн, кода его разграбили и разрушили. Восстановление началось в начале XVI века и тогда большая часть построек приобрела ренессансный облик. Монастырь закрыли 7 марта 1782 года указом императора, а все помещения перешли под нужды военного ведомства. Во второй половине XX века монастырские здания перепрофилировали под выставку Национальной галереи. Посетив Георгиевскую базилику, мы направились посмотреть Злату улочку. Это место было «обязательным к посещению» во всех информационных ресурсах и форумах. Так же нам рекомендовали пройтись по ней вс знакомые, кто посещал Прагу. Ну мы были прямо в предвкушении. Оказалось, что мы слишком рано приехали в Град и проход на «волшебную улочку» был ещё закрыт. Благо рядом располагалось небольшое кафе, где мы, несмотря на раннее утро, решили пропустить по бокальчику пенного напитка с сосисками. В Праге это можно делать в любое время суток! Скоротав время, мы таки попали в «заветное место». Ну что сказать? Мягко-говоря — не впечатлило. Маленькие, почти «кукольные» жилища с бытом XVI-XIX веков, больше похожие на декорации к какому-нибудь сказочному фильму про гномов. В домиках, встроенных в арки крепостной стены, изначально проживали стрельцы, охранявшие замок. Спустя какое-то время в эти хижины заселили ювелиров, которые занимались своим ремеслом и тут же торговали. От них и пошло настоящее название улицы. Люди здесь проживали примерно до середины XX века, после чего «Злата улочка» стала музеем быта и ремесел с сувенирными лавками. Примечательно, что когда-то жилища здесь располагались по обе стороны улицы и расстояние между ними не превышало метра! Сейчас домиков осталось всего 16. Здесь есть трактир и даже небольшая часовня. На внешней стороне «Золотой улочки», в части северных укреплений замка находится подковообразное фортификационное сооружение — это Белая башня. Средневековая постройка относится, предположительно, к 1486 году. Башня названа так по подобию более старой, называвшейся ещё башней Собеслава и располагавшейся в восточной части укреплений (сейчас являющая частью дворцовых построек). Название «Белая» пошло от цвета использовавшегося строительного материала — известняка. Постройка имеет 5 этажей и высоту 27.5 метра. Большую часть своей истории сооружение использовались в качестве тюрьмы. Здесь располагалась пыточная и темница на самом нижнем этаже.
Дворец Рожмберков (Розенбергов) — резиденция, расположенная на территории Пражского града, представителей знатного и влиятельного богемского рода, приближённых к правящему дому в королевстве. Судя по площади дворца, размерами превосходящего даже королевский, Рожмберки имели большое влияние и играли заметную роль в политической жизни страны. Дворец, построенный в стиле эпохи Возрождения в середине XVI века, продали императору Рудольфу в 1600 году. В XVIII веке Мария-Терезия превратила его в «Институт благородных девиц», перестроив в стиле барокко. С 1919 года на бывшей территории резиденции Рожмберков размещается министерство внутренних дел Чехии. Дворец ассиметричной формы в плане, с барочными фасадами, построен на остатках крепостных сооружений. Эркеры с южной стороны здания повторяют форму сторожевых башен старой крепости.
К резиденции Рожмберков примыкает Лобковицкий дворец. Здание заложили в середине XVI века представители знатного рода Лобковицов. Завершили строительство выходцы другого древнего чешского рода — Пернштейны. Они владели резиденцией на территории Града почти до середины XVII века, когда дворец вновь перешёл в собственность Лобковицов. Последние провели масштабную реконструкцию в стиле барокко. В течение нескольких последующих веков здание несколько раз конфисковывали. При коммунистическом режиме во дворце провели реконструкцию и разместили на его площадях часть экспозиции Национального музея. В собственность законных хозяев дворец вернули в результате реституции в 2002 году. С 2006 резиденция открыта для посещений. Здесь можно увидеть родовую капеллу Св. Вацлава и художественную коллекцию рода Лобковицов.
Верховное бургграфство — комплекс зданий, где размещался королевский наместник (бургграф) — должность, которую к началу XIX века фактически упразднили. Небольшое здание с примыкающей к нему квадратной в плане башней построено в XVI веке на месте романской постройки XIII века. В его подвалах ещё можно увидеть романскую кладку. Северная часть сооружения образует Злату улочку. Бургграфство имеет ренессансный облик и украшено росписью в технике сграффито, имитирующей кладку камня. Над входом во двор всегда вывешивались фамильные гербы восседавшего бургграфа. Несколько из них до сих пор украшают арку. Помещения бургграфа, долгое время после сокращения должности, использовались в качестве жилья. В XX веке часть зданий использовалось организацией «Дом чехословацких детей», а часть отдали под музей игрушек. От детского клуба во дворе до сих пор осталась бронзовая скульптура «Юность» в виде обнаженного подростка. Существует поверье, если женщине потереть причинное место, то она непременно забеременеет. Вот именно это место у монумента и отполировано до блеска.
Мы не стали посещать дворцы особ, приближённых к императору, а пошли посмотреть архитектуру, относящуюся к оборонительным сооружениям замка. Укрепления в этой части Града хорошо сохранились. Особый интерес представляет готическая башня Далиборка — замыкающая Злату улочку. Внешне она напоминает Мигулку и тоже имеет коническую крышу. Сооружение построено в 1496 году — время правления Владислава Ягеллона, о чём свидетельствует герб с вензелем «W» и годом на фасаде. Далиборку построил Рид. Башня использовалась в качестве тюрьмы и изначально имела 7 этажей, но после пожара в 1781 году стала на 2 этажа ниже. Первым заключённым каземат был Далибор из Козоед, в честь него и назвали постройку. Жутковатое место с двумя уровнями темниц для размещения заключенных. В нижний уровень, глубиной 6 м, помещали узников через небольшое круглое отверстие с помощью специального механизма, что сводило к минимуму вероятность побега. В наши дни в башне оборудован музей, вход свободный.
Вот мы и подошли к восточному входу/выходу Пражского Града. Немного левее прохода расположена квадратная в плане башня (11х11 м) с пирамидальной крышей. Толщина стен сооружения варьируется от 2.4 до 3 м, а высота составляет 26 м. В основании башни использованы большие блоки из песчаника, в остальной части кладка выполнена известняком. Это единственная полностью сохранившаяся постройка, оставшаяся от романских укреплений XII века. Изначально башню венчала галерея с зубцами. В XIII веке проход под башней замуровали, а сверху соорудили пирамидальную крышу. При правлении Карла IV кровлю украсили позолоченными свинцовыми листами, а башня стала носить название «Золотая». На Верхнем этаже бастиона дежурил часовой, оповещавший о надвигавшейся угрозе, будь то пожар или неприятель. Нижние этажи сооружения использовались в качестве тюрьмы. В 1538 в башню ударила молния и она полностью выгорела внутри. А спустя три года сильный пожар, «потрепавший» Градчаны и Малу Страну, оставил следы копоти на кладке сооружения и с тех пор башня называется «Чёрной». В наши дни в Чёрной башне располагается хранилище археологических находок Пражского Града.
Наша увлекательная экскурсия по крупнейшему и самому необычному замку, в котором нам приходилось бывать, практически подошла к концу. Мы еще немного прогулялись вдоль южной части Града, Райским садам, откуда отрываются завораживающие виды на Малу Страну и исторический центр Праги.
Пражский Град (Pražský Hrad).
