Ещё один бастион крестоносцев на острове Кипр — замок Святого Илариона. Посмотреть достопримечательность удалось ещё в 2019 году, когда можно было почти свободно попасть на территорию непризнанной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК). Дорога до замка проходила через столицу Кипра — Никосию. Это очень необычный город, он разделён буферной зоной (зелёной линией) ООН на ТРСК и Республику Кипр. Когда пешком пересекаешь границу, испытываешь очень неприятное чувство. Перед границей с южной стороны установлен монумент «Резолюция», с текстом декларации прав человека на греческом языке. Паспортный контроль — фикция, при проходе которого не ставят отметки в паспорте. Буферная зона, создаёт визуальный эффект какой-то зоны отчуждения: «колючка», заброшенные здания. Почти у границы начинается «восточный базар» с кучей тряпок и шумными продавцами. В турецкой части много заброшенных домов, но так же много уникальных архитектурных достопримечательностей. Мечети представляют собой симбиоз христианских и мусульманских храмов.
Очень необычно выглядят готические церкви с минаретами, наскоро уничтоженными христианскими символами, стёртыми гербами знатных христианских родов и арабской вязью на порталах.
Немого прогулявшись по центру мы закрепили знакомство с Лефкошей (Никосия по-турецки) в местном кафе.
Порции большие, как и везде на Кипре. Однако цены, по сравнению с заведениями «южного соседа», здесь значительно ниже. Мы расположились на улице. От жары нас спасали мощные кондиционеры и прохладное пиво. Исполнение популярных блюд здесь несколько иное. Цезарь подают с огурцами и жареным сыром халуми. Салат с зеленью и креветками дополнен сложным гарниром, отварными овощами, спаржей и томатами. Но всё свежее и вкусное!
После обеда мы поехали в замок. Дорога из столицы заняла у нас чуть больше получаса. Мы проехали около турецкой военной базы, где бойцы с автоматами проводили нас не очень дружелюбными взглядами. Ненадолго остановились пофоткаться возле ущелья, где виднелось море и Кирения. В горах дул прохладный ветерок, дышалось легко и жара не ощущалась.
Спустя несколько минут мы уже заходили через барбакан на территорию цитадели.
Предполагается, что замок назван в честь монаха-отшельника основавшего свой скит на Киренийском хребте. Небольшая постройка позднее переросла в монастырь, в котором хранились мощи святого. Точная дата постройки бастиона в Киренийских горах неизвестна. Есть предположение, что замок заложили при правлении византийского императора Алексия I, и он являлся частью оборонительной системы острова от арабских набегов совместно с замками Кантара и Буффавенто.
В 1191 году во время III Крестового похода английский король Ричард Львиное сердце вынужден был вторгнуться на территорию Кипрского королевства. Он взял в плен короля — Исаака Комнина (английский Isaac Comnenus) и захватил Киренийский замок. Но сам остров ещё не полностью подчинялся английскому монарху. Активно сопротивлялся захватчикам и бастион Илариона, известный в то время, как Дидимус (в переводе с греческого «δίδυμος» — Близнец). Такое название появилось благодаря двум гребням, венчающим горную вершину, на которых возвышается замок. Дальнейшую интервенцию продолжил представитель знатного французского рода Ги де Лузиньян. Неприступный Дидимус вскоре сдали по указу пленённого Комнина. Замок сменил владельца и название на французские — Дьё д’Амур (французский Dieu d’Amour) или «Бог любви». Лузиньяны провели работы по модернизации укреплений бастиона и первое время знать использовала его в качестве летней резиденции. Период правления знаменитого французского рода на Кипре не обходился без интриг и переделов власти. Так после смерти Гуго I, его наследником стал 8-ми месячный сын Генрих I. Официально регентом являлась его мать, но фактически она передала полномочия в руки ближайших родственников — представителей рода Ибелинов. В то время император Священной Римской Империи Фридрих II Гогенштауфен (немецкий Friedrich II von Hohenstaufen) имел претензии на регентство на Кипре и недвусмысленно дал знать об этом, прибыв на остров. Замок Илариона являлся центром борьбы между Фридрихом и правящими домами Кипра — Лузиньянами и Ибелинами. В решающей битве при Агриди, немногочисленные войска верные Генриху I разбили и обратили в бегство имперских захватчиков. Спустя почти 140 лет в 1373 году, после коронации Пьера II (Лузиньяна), начались кровопролитные стычки на острове, переросшие в вооружённый конфликт. Результатом стала оккупация Кипра генуэзцами. Главный порт государства — Фамагуста стал принадлежать Генуэзской республике. Это возымело очень негативные последствия для экономической и политической обстановки в королевстве и, в итоге, прекращение существования его как независимого государства. С 1489 года Кипр находился под влиянием Венецианской республики.
К концу XV века замок Святого Илариона, так же как Кантара и Буффавенто потеряли своё стратегическое значение. Венецианцы сократили расходы на их содержание и сосредоточились на крепости в Фамагусте и Киренийском замке. К этому вынудила возрастающая угроза с севера в виде набирающей мощь Османской империи. Средневековый замок пострадал во время конфликта между греками киприотами и турками киприотами после 1960 года.
Цитадель состоит из трёх уровней или палат. Византийский полукруглый барбакан, служивший для защиты входных ворот, ведёт в нижнюю или первую палату. Это самая большая часть замка. В ней располагались казармы, конюшни, помещения для хранения припасов и воды. Длинная крепостная стена с семью полукруглыми башнями, тянущаяся по южному склону от входа до укреплений верхней палаты — тоже дело рук византийских зодчих. По узкой тропинке вдоль крепостной стены мы обогнули здание с цистерной, конюшнями и начали подниматься во вторую палату замка.
Попасть туда можно через входной дом, относящуюся к византийскому периоду, вход в который раньше закрывался подъёмным мостом. Внутренние готические своды тоннеля появились здесь уже при правлении Лузиньянов. Вторая палата имеет несколько этажей и множество помещений, соединённых между собой каменными лестницами и проходами. Справа от входа оборудована каменная лестница, ведущая в церковь Святого Илариона. У храма частично отсутствует крыша и не сохранилось ни одного купола. Сводчатую часть апсиды отреставрировали и укрепили колонны в 1959 году, чем спасли сооружение от дальнейшего разрушения. Византийский храм построен с использованием кладки опус-микстум (латинский opus mixtum). Встречал такую технику строительства в Несебре и в Созополе. Вероятно именно на этом месте когда-то основал свой скит Иларион, а позднее здесь построили монастырь. Особого внимания во второй палате заслуживает бельведер, с готическим сводчатым потолком. С каменной беседки открываются потрясающие панорамные виды на северное побережье острова и Кирению. Здесь открыто кафе и сувенирная лавка, можно немного передохнуть и выпить рюмочку чаю.
К бельведеру примыкают королевские апартаменты. Сейчас сооружение не имеет крыши и перекрытий между этажами. Охрана знати проживала рядом, в казармах, от которых остались лишь руины. Но на их месте можно сделать классные памятные фотки на фоне побережья, поднявшись на остатки стены.
Рядом с апартаментами размещалась королевская кухня, кладовая, а ниже этажом парная и цистерна, которая используется до сих пор. Постройки относятся к XIV веку, основой для них послужили монастырские помещения. В западной части второй палаты есть ещё одна кухня, трапезная для рыцарей, комната кастеляна и мастерская, вероятно, по изготовлению черепицы. В комнатах воспроизведён быт времени Лузиньянов с манекенами рыцарей, кастеляна и прислуги.
В верхнюю часть замка ведёт узкая, извилистая тропа, проложенная в 1904 году. Как туда поднимались доблестные крестоносцы однозначно ответить не могут даже историки. В отдельных местах оборудованы поручни и ограждения, чтоб ненароком не свалиться в пропасть.
По пути встретилась ещё одна цистерна большого объёма с толстенными стенами. Верхнюю палату некогда защищала византийской каменная стена с грубой кладкой и толщиной около 1.4 метра. Часть стены с полуразрушенной башней и аркой, оборудованной при Лузиньянах, сохранилась в восточной стороны. На плато имеется цистерна, остатки служебных помещений и ещё одной кухни. С западной стороны двор образуют королевские апартаменты — это большое двухэтажное прямоугольное здание с подвальным помещением. Нижний этаж имеет толстый сводчатый потолок. Попасть туда можно через один из двух входов или по каменной лестнице с южной стороны. В северной части здания оборудована цистерна. На втором этаже сохранились уникальные ажурные окна, одно из которых называется «окно королевы» — популярное место для фото.
Последний рывок по короткой, но очень крутой тропе на высоту 732 метра я уже осуществил в одиночку. На пике установлен макет рыцаря с указанием высоты. Отсюда открывается обзор на 360 градусов, хорошо видна поднимающаяся по южному склону византийская стена, часть фортификационной системы третьего уровня, датируемой XII-XIII веками и донжон — «башня принца Джона». С ней связана одна трагическая история. Во время осады острова генуэзцами принц Джон (на самом деле Жан де Лузиньян) со своими наёмниками скрывался в замке Илариона. Королева Элеонора вступила в сговор с генуэзцами и внушила принцу, что его наёмники вынашивают против него заговор. Тогда Джон вызвал в башню по одному наёмнику и сбросал их в пропасть. Самого принца позднее казнили по приказу Элеоноры. Сама башня видна издалека, собственно говоря, благодаря ей и можно разглядеть остальные сооружения замка, который очень хорошо маскируется под окружающий ландшафт.
Удивительно, на сколько основательно раньше строили! Без применения современных технологий в строительстве, не смотря на многочисленные землетрясения и бесконечные военные конфликты, замок простоял ни одну сотню лет и относительно неплохо сохранился. Так же впечатляет выносливость людей того времени. Подняться в королевские апартаменты второй палаты не так просто. Обсуждая историю замка, его благородных и не очень хозяев мы направлялись в Кирению, в ещё один рыцарский замок…
координаты: 35.311544,33.281422